Уполномоченный по правам человека в НАО Татьяна Бадьян провела «открытый урок» с депутатами окружного Собрания.
Заседание постоянной комиссии по социальной политике окружного Собрания, которое прошло 4 февраля под председательством Александра Белугина, можно назвать бенефисом Уполномоченного по правам человека в НАО Татьяны Бадьян. Её доклад о соблюдении прав граждан в сфере образования, обозначенный в повестке как специальный, занял большую часть времени и вызвал по окончании оживлённую дискуссию депутатов. Забегая вперёд скажем, что они высоко оценили труд ненецкого омбудсмена и разделили её озабоченность существующим положением вещей.
Остановимся на некоторых моментах доклада.
Татьяна Бадьян назвала нынешний исторический период переломным, имея в виду, что действие федерального закона об образовании, принятого в 1992 году, закончилось, и с 1 сентября 2013 года в силу вступил новый закон.
– Сразу же хочу сказать, что на сегодняшний день округ не имеет собственного регионального законодательного акта об образовании, – отметила в преамбуле своего выступления Татьяна Николаевна.
Она напомнила, что на начало учебного 2013-2014 года в НАО функционировало 82 образовательных учреждения, из них 74 муниципальных. Картина соблюдения прав человека здесь складывается из множества факторов. Среди них – проблемы, связанные с качеством образовательных услуг, нарушениями трудового законодательства, слабым взаимодействием между муниципальными и окружным управлением образования, неотрегулированность ряда вопросов с профильным министерством Архангельской области.
Серьёзные трудности имеют место в системе дошкольного образования. В зачаточном состоянии находятся его негосударственные формы (семейные и частные детские сады), получившие распространение во многих регионах страны.
– У нас в округе была попытка организовать частный детский сад, однако эта инициатива оказалась загубленной из-за ретивости проверяющих органов, – сказала Татьяна Бадьян. – Не хочу умалять значение санитарного надзора, но ведь есть и другие законы, призванные поддерживать частный бизнес и ограничивающие количество проверок. Имеется опыт, когда бизнес-сообщество строит детский сад, а затем обращается к органам власти для того, чтобы этот садик вошёл в систему дошкольного образования. С сожалением могу констатировать, что на территории Ненецкого округа нет ни муниципальной, ни региональной программы экспериментальной площадки дошкольного образования.
На грани массового несоблюдения прав человека на полноценное образование находится обучение школьников в две смены. В таком режиме по разным причинам работают 22 процента школ Заполярного района. Не лучше обстоит дело и в окружном центре.
– Что такое учёба детей во вторую смену? – обратилась омбудсмен к членам комиссии. – Это изменение режима жизнедеятельности. Занятия до шести вечера, а то и дольше, делают бесполезными все потуги сохранить здоровье маленького человека. Не знаю, кто из сидящих в этом зале способен эффективно работать после этого времени, да ещё на «пятёрку»…
Депутаты промолчали, не дерзнув разубеждать в своей работоспособности Татьяну Николаевну.
Всем ясно, что уровень жизни в Нарьян-Маре выше, чем на периферии, продолжала она. Отсюда – внутренняя миграция на территории НАО и, как следствие, переполненность городских школ. Выход из сложившейся ситуации – в модернизации образования. Однако проводить её нужно аккуратно. Татьяна Бадьян сослалась на неудачный, по её мнению, опыт с присоединением вечерней школы к школе №5 г. Нарьян-Мара, что привело к снижению показателей ЕГЭ. Неоднозначным получился и результат присоединения детских садов к городским школам № 2 и № 5. Эти садики, пояснила Татьяна Николаевна, позиционировались как дошкольные учреждения «общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития».
– Но ни о каком художественно-эстетическом развитии в схеме «школа плюс детский сад» речи нет, – сделала вывод Татьяна Бадьян.
Спецдоклад омбудсмена охватил едва ли не все стороны жизни, связанные с соблюдением прав человека в образовательном процессе, кем бы этот человек ни являлся: директором школы, учителем, школьником, воспитателем в детском саду, логопедом… Амплитуда доклада вместила такие проблемы, как дополнительное образование, обучение детей-инвалидов, повышение образовательного уровня преподавателей, работа управляющих советов при образовательных учреждениях, проведение августовских учительских конференций, защита трудовых прав педагогов, отсутствие профсоюза педагогических работников, перегруженность директоров школ такими хозяйственными функциями, как проведение закупочных аукционов, и многое другое.
Особый акцент Татьяна Бадьян сделала на материальном стимулировании работников образовательной сферы. Нельзя признавать допустимым положение, когда заработная плата учителя не привязана к наполняемости классов, не учитывает его заслуг и регалий, достигнутых за десятилетия упорного творческого труда, а главное – не ориентирована на результат.
– Только не думайте, что кто-то во всём этом виноват, – повторяла Татьяна Николаевна. – Нет такого конкретного человека…
Депутаты, однако, с последним тезисом омбудсмена не согласились.
– Какой вы видите роль окружного управления образования в решении этих проблем? – спросил Анатолий Мяндин. – У меня создаётся впечатление, что оно отрешено от них…
Татьяна Бадьян отвечала в том смысле, что у неё со всеми управленцами окружной администрации сложились хорошие отношения. Новоназначенный начальник окружного управления образования Татьяна Тельтевская молча выслушала выступления и реплики депутатов.
В итоге комиссия приняла специальный доклад Уполномоченного по правам человека к сведению и предложила администрации НАО рассмотреть его и выработать решения в соответствии с высказанными на заседании рекомендациями.
Еженедельник Собрания депутатов Ненецкого автономного округа «Выбор НАО»
Выпуск № 3 (291) 14 февраля 2014