//Няръяна вындер, 11 декабря 2007 г.
Как часто мы произносим и слышим: «Имею право!», «Вы не имеете права!». Но, как правило, свои «правовые» эмоции мы выплескиваем лишь в кухонном разговоре, миримся с несправедливостью или неудобствами, великодушно прощаем обидчиков. О том, почему так происходит и где искать правду, наш сегодняшний разговор с уполномоченным по правам человека в НАО Борисом Николаевичем Дульневым.
Причин, по которым люди не пытаются защищать свои права, несколько. Основная – это правовая безграмотность. Многие просто даже не знают, что имеют право на те или иные вещи. И для власти, и для руководителей юридически необразованный народ – это благо: можно делать все что угодно. Ни для кого не секрет, что очень часто права простых граждан нарушаются или с молчаливого согласия, или по прямому указанию власть имущих. Люди пожилого возраста зачастую не защищают свои права, потому что даже не знают, куда и как нужно обратиться. А те, кто решается на это, тратят столько сил и времени, ходя от чиновника к чиновнику, что капитально подрывают свое и без того не самое крепкое здоровье. И, конечно, многих от правозащитных шагов сдерживает элементарный страх. Да-да, люди боятся, а вдруг, если человек, например, пожалуется на врача, его и вовсе лечить не станут, а вдруг начальник после жалобы на нарушение трудового законодательства уволит. И таких страхов у людей бесконечно много. А самые уязвимые категории граждан – это пенсионеры-инвалиды и дети, особенно дети-сироты.
– Видимо, поэтому работа по защите прав ребенка особо выделена среди общего перечня задач уполномоченного по правам человека?
– Защита прав маленьких граждан – это особая работа. Если взрослый человек все-таки может за себя постоять, то ребенку, оказавшемуся в сложной ситуации, просто некуда обратиться. Во всех регионах России, где существуют институты уполномоченного по правам человека, принята норма, что дети могут обращаться к уполномоченному и без взрослых, причем жалоба может быть как устной, так и письменной. Хочу отметить, что в нашем аппарате уполномоченного проблемы защиты прав несовершеннолетних решает специалист Оксана Викторовна Гавырина, которая занималась вопросами опеки и попечительства сначала в городской администрации, а затем Заполярного района. Она, как никто другой в округе, знает проблемы сиротства, зачастую сиротства при живых родителях. Мы сейчас готовим материалы и для того, чтобы в Нарьян-Маре открыть приют для детей и подростков, которым нужна защита и помощь. Такие социальные центры действуют сегодня во многих городах страны.
– Вернемся к проблемам взрослых. Вы в начале нашего разговора сказали, что в обществе низкий уровень правовой грамотности, но как простому человеку разобраться в этом океане законов, кодексов, постановлений?
– Ответ прост: обратиться к нам за помощью. Специалист аппарата уполномоченного не только подскажет, в рамках какого закона и какие права человек может отстаивать, в какие органы и как обратиться, но и поможет грамотно составить жалобу, претензию, иск. Важно понимать, что уполномоченный по правам человека – это не суд, не прокуратура, не исполнительный орган власти, которые непосредственно восстанавливают нарушенные права. У нас нет волшебной палочки, с помощью которой мы можем сию минуту разрешить проблему, подменять иные контролирующие и исполнительные органы мы не можем, но мы подскажем и поможем найти путь решения.
– То есть для того, чтобы начать действовать, уполномоченному нужна конкретная жалоба?
– В большинстве случаев так. Но если у уполномоченного есть информация о массовых нарушениях прав, имеющих особую общественную значимость, то он вправе по собственной инициативе принять необходимые меры. Например, сейчас мы анализируем, какие последствия ждут жителей округа в связи с передачей полномочий Архангельской области. На мой взгляд, столь необдуманные, юридически непроработанные и поспешные действия неизбежно приведут к тому, что будут нарушены права большого количества людей. Мягко говоря, то, что средствами будет распоряжаться область, а контролировать исполнение полномочий округ – абсурдно. Это все равно, что искусственно, без всякой надобности нормально работающий нос перешить на пятку, а потом, чтобы его почесать, нужно будет снимать туфель и носок.
Кстати, 12 декабря в Москве пройдет заседание Координационного совета, в который входят все региональные омбудсмены и на котором будет присутствовать Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев. Я планирую на этом форуме обсудить нашу окружную проблему и заручиться поддержкой коллег.