В Республике Кыргызстане идея создания института омбудсмана родилась намного раньше, чем он появился в реальности. Еще в начале 90-х годов эта среднеазиатская республика обратила на себя внимание международных организаций как страна с демократическими началами, во главе которой стоял не бывший советский коммунистический функционер, как в соседних Узбекистане, Туркменистане или Казахстане, а представитель, академических кругов Республики.
В середине 90-х при усилиях ОБСЕ и ПРООН в Кыргызстане была развернута широкомасштабная информационная работа по созданию института Омбудсмана. Президент Республики А. Акаев поддерживал эту идею и в 2001 году предпринял реальные шаги для его создания. Политологи отмечали, что это было сделано в том числе в надежде на то, что этот шаг поможет восстановить его международный имидж, после президентских выборов 2000 года, честность проведения которых международные организации поставили под сомнение. Правительство критиковали не только по поводу выборов, но и за уголовное преследование лидеров оппозиции, таких политиков – как Ф. Кулов и Т. Тургуналиев.
В соответствии с проектом закона, подготовленным администрацией А. Акаева, Омбудсмана Республики должен был назначать Президент, а утверждать – Парламент. Основными требованиями к кандидатам на должность Омбудсмана Кыргызстана были: авторитет, опыт работы в законодательных органах, знание двух государственных языков – русского и киргизского.
Оппоненты правительственного законопроекта были против требований о необходимости омбудсману иметь опыт работы в законодательных органах. Они настаивали на том, что было бы более желательным омбудсману иметь обширную адвокатскую или просто юридическую практику по защите прав человека.
В феврале 2001 года Коалиция НПО за Демократию и Цивилизованное Общество организовала слушания по вопросу об учреждении института омбудсмана во всех регионах Кыргызстана. Мнения участников разошлись в вопросах финансирования и назначение омбудсмана. Многие участники высказались за то, чтобы офис финансировался иностранными донорами. Что касается процесса выборов, то некоторые согласились с предложением Президента о закреплении права выдвижения кандидатов на должность омбудсмана за Президентом страны, другие же высказываются за то, чтобы неправительственные организации играли решающую роль в выборах омбудсмана. Другие, их меньшинство, высказывались за идею всенародных выборов.
Между тем, при опросе граждан некоторые из них не выражали какого-либо интереса к происходящему, объясняя это тем, что создание института омбудсмана вряд ли принесет какие-либо улучшения. «Мне не интересно, кто станет омбудсманом, потому что я знаю, что омбудсман не поможет простым людям. Я уверен в том, что он будет назначен из числа этих толстых, хорошо одетых, богатых депутатов и бизнесменов, и он будет помогать только им решать их проблемы», – высказывает свое мнение Ж. Тойгонбаев, пенсионер, житель Бишкека
.
25 июня 2002 года Законодательное Собрание Жогорку Кенеша (Парламент) Кыргызстана принял Закон об Омбудсмане, в котором название омбудсмана было также указано в скобках на кыргызском языке – «Акыйкетчы». Это свидетельствовало, о желании законодателей Республики сделать понятие «омбудсман» понятным для своего народа.
На прошедшем в ноябре 2002 года в Бишкеке семинаре по инициативе ПРООН и ОБСЕ, после принятия закона и накануне выборов Омбудсмана, был рассмотрен вопрос о взаимодействии этого института с исполнительной властью, парламентом, гражданским обществом. Обсуждаются процедура выборов и критерии отбора кандидатов на этот пост, а также создание финансовой основы деятельности института. Примечательно, что эксперты ПРООН установили, что лишь пятая часть населения республики понимает, что такое омбудсман. При том, что, как уже было отмечено выше, в принятом законе об омбудсмане было указано кыргизское назване «Акыйкетчы».
Несмотря на то, что парламент страны на следущий, после принятия закона, год не предусмотрел финансирование деятельность будущего омбудсмана, вскоре после вступления закона в силу состоялось избрание первого Омбудсмана Кыргызстана. На должность первого Омбудсмана претендовало семь человек, выдвинутых практически всеми субъектами, наделенными таким правом. Однако некоторые из них взяли самоотвод, и в день голосования, 21 ноября 2002 года, подавляющее большинство депутатов (36 из 52) отдают свои голоса за Т. Бакир уулу.
Первый Омбудсман Кыргызстана окончил Киргизский государственный университет по специальности «История и обществоведение», Киевский государственный университет имени Т.Г. Шевченко по специальности «Философия», имеет ученую степень кандидата философских наук.
Прежде чем стать Омбудсманом, Т. Бакир уулу прошел большую школу общественно-политической жизни: с 1995 года он был избран депутатом Законодательного собрания Жогорку Кенеша. За пятилетный депутатский срок успел поработать в Комитете конституционного законодательства Парламента; в подкомитете по правам человека; председателем комиссии по политическим партиям, общественным и религиозным объединениям; председателем комитета по международным делам, межпарламентским связям и средствам массовой информации. Также был избран заместителем председателя Постоянного комитета по внешней политике Межпарламентской Ассамблеи стран – СНГ.
В мае 1998 года ему присвоен дипломатический ранг – Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызской Республики. Свои правозащитные и дипломатические способности активно проявил во время баткенских событий 1999 года при освобождении киргизских и японских заложников из рук боевиков Исламского движения Узбекистана .
Т. Бакир уллу был председателем Движения демократической интеллигенции «Рух», возглавлял политсовет партии «ЭрК».
Став Омбудсманом Республики, продолжал заниматься не только защитой прав и свобод человека, но и продолжает участвовать в политических мероприятиях. В то время как согласно Закону об Омбудсмане (Акыйкатчы), его статус несовместим с политической должностью либо политической пропагандистской деятельностью (пункт 7 статьи 7 Закона). Т. Бакир уллу даже во время досрочных выборов Президента Кыргызстана 2005 года подает заявление на участие в них в качестве кандидата на высший государственный пост. Это вызывает негативную реакцию среди неправительственных организаций. Лидер коалиции «За демократию и гражданское общество» Э. Байсалов обвинил его в излишней политизации института омбудсмана, заявив, что эта работа не совместима с активной публичной политикой. Ряд неправительственных правозащитных организаций призвал Т. Бакира уулу оставить пост Омбудсмана на время президентских выборов. Он, однако, заявил, что «среди кандидатов есть и те, кто продолжает занимать более высокие государственные посты и не думает отказываться от такого совмещения». Как пишет Информационное агентство «Фергана.ру», ранее Т. Бакир уулу принимал косвенное участие в оппозиционных движениях в стране и позволял себе критиковать Президента Республики по разным вопросам .
В феврале 2008 года Омбудсман Кыргызстана Т. Бакир уулу покидает свой пост и уходит в политику и даже баллотируется в Президенты страны вместе с ныне действующим главой государства К. Бакиевым. 2 сентября 2009 года Указом Президента Кыргызстана бывший Омбудсман Республики Т. Бакир уулу был назначен чрезвычайным и полномочным послом в Малайзии.
СМИ даже выражали некий сарказм по поводу назначения бывшего омбудсмана страны послом в Малазии. Например, как сообщало Информационное агентство «Фергана.ру» «практика предоставления дипломатических и других государственных должностей «трудным» политикам, неудобным журналистам и оппозиционерам стала в Кыргызстане традиционной. Так, вскоре после «мартовской революции» 2005 года журналист и главный редактор оппозиционной газеты «Республика» З. Сыдыкова была назначена послом в США и Канаде. Руководитель независимого общественного объединения «Журналисты» К. Мамбеталиев стал послом Кыргызстана в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, а шеф-редактор газеты «МСН» Р. Приживойт получила место посла в Австрии, Венгрии, Чехии и Словакии.
Новым Омбудсманом Кыргызстана был назначен по предложению Президента страны один из известных правозащитников республики Т. Акун, который еще при первых выборах омбудсмана был претендентом на эту должность.
Нового омбудсмана по-кыргызски называют «ооз ачык», дословно «открытый рот», но по сути, «глас народа». По образованию новый омбудсман Кыргызстана – ветеринарный врач, но за знания произведений К. Маркса, по словам однокурсников, его называли Марксом. Как пишут СМИ, в Кыргызстане не было и нет политика, подобного Т. Акуну, который одинаково мог бы критиковать и президента, и рядового милиционера, и за это ему бы ничего не было. А если бы и было, то это не остановило бы его .
Будучи кандидатом на пост Омбудсмана он жестко критикует действующего Омбудсмана Т. Бакир уулу, считает, что институт омбудсмана не должен превращаться в адвокатскую контору или контору жалобщиков. По его мнению, принятие заявлений граждан — это третьестепенная работа, один из компонентов деятельности омбудсмана, но не главный. Главная задача омбудсмена – разработка концепции и политики государства в области прав и свобод человека. По его словам, увеличение потока заявлений к омбудсману – это показатель плохой работы омбудсмана. «Наоборот, должно уменьшаться. Наоборот, он должен провести мониторинг нарушений прав человека. Лоббировать какие-то законопроекты и заниматься профилактикой нарушений прав человека», – подчеркивает Т. Акун. Поэтому не удивительно, что в январе 2009 года на приеме у Президента Кыргызской Республики К. Бакиева Омбудсман Т. Акун информирует главу государства об итогах деятельности института Омбудсмана в сфере защиты прав человека за прошедший год и заявляет, что в 2008 году количество граждан, обратившихся к Омбудсману с заявлением о нарушении их прав, сократилось на пять тысяч человек по сравнению с показателями предыдущего года. Это, по его мнению, является результатом эффективной работы института Омбудсмена.