Омбудсмен Чеченской Республики Нурди Нухажиев считает, что необходимым условием эффективной деятельности института уполномоченного по правам человека в регионах является его независимость.
«Независим и неподотчетен» — таким, по мнению чеченского омбудсмена, должен быть институт уполномоченного по правам человека в субъектах России. За укрепление и расширение полномочий государственного института защиты прав человека в регионах выступил на прошедшем 25 июля 2017 года заседании Координационного совета уполномоченных по правам человека в Российской Федерации Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиев.
Напомним, что заседание Координационного совета уполномоченных по правам человека в Российской Федерации под председательством федерального омбудсмена Татьяны Москальковой проходил во Владимире с 25 по 26 июля 2017 года. Основная тема заседания: «Защита прав человека на благоприятную окружающую среду». Также, кроме вопросов экологии участники заседания обсудили законопроект, регулирующий деятельность уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
Так как речь шла о правовой базе, которая призвана окончательно закрепить институт уполномоченного по правам человека в российском обществе, проект федерального закона «Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» вызвал широкую дискуссию среди участников мероприятия.
По мнению чеченского омбудсмена, чрезвычайно важно принять закон максимально совершенным с юридической точки зрения, что требует отточенной стилистики.
-Необходимость принятия федерального закона о региональных уполномоченных назревала уже давно. И надо отметить, что без инициативы Уполномоченного по правам человека в России Татьяны Николаевны Москальковой этот вопрос не скоро сдвинулся бы с мертвой точки. Будучи заслуженным юристом России, а в недавнем прошлом и депутатом Государственной думы, она как никто другой понимает, что только совершенная правовая база позволит закрепить институт уполномоченного по правам человека в российском обществе. Естественно, при разработке проекта закона необходимо исходить из сущности, предназначения, специфики института уполномоченного по правам человека. Его задачей является не только защита прав человека, но и в способствовании развитию этой идеи. А это, без сомнений, вопрос суверенитета страны в мировоззренческом плане, а как следствие – государственного. Ведь всем уже ясна необходимость нового осмысления этой идеи. В этом вопросе мы не имеем права быть ведомыми, — отметил Нурди Нухажиев.
Уполномоченный по правам человека в ЧР считает, что для эффективной деятельности института государственной правозащиты – он должен быть независим и неподотчётен. Также чеченский омбудсмен предложил законодательно закрепить неприкосновенность уполномоченного и наделить его правом законодательной инициативы.
— Необходимым условием, чтобы институт уполномоченного по правам человека соответствовал своему предназначению, является его независимость. Не декларативная, а действительная, обеспеченная юридически, финансово. Мы предложили применить в проекте закона словосочетание «независим и неподотчетен», потому что в нём важно каждое слово и его звучание. Юридическая независимость уполномоченного становится мнимой без финансовой независимости, без наполнения понятия «неподотчетен» реальным содержанием. Какая это независимость, если контролирующие органы без конца могут проверять деятельность уполномоченного? Дело доходит иногда до казуса, когда в одно и то же время проверку осуществляют два контрольных органа. В такой ситуации выполнять свою функцию институту уполномоченного крайне сложно. Совершенствование законодательства также важная часть деятельности уполномоченного по правам человека. И опять-таки, исходя из опыта, убежден в необходимости наделить уполномоченного правом законодательной инициативы. Без такого права совершенствование законодательства очень трудная задача,- отметил Нурди Нухажиев.
Чеченский омбудсмен при обсуждении законопроекта предложил обратить внимание на Модельный закон о статусе уполномоченного по правам человека, принятый на 24 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ под председательством РФ. Нурди Нухажиев считает, что данный модельный закон, по содержанию и по юридическим формулировкам является наиболее оптимальным и мог бы быть взят за основу для проекта закона об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.