Об этом московский омбудсмен Татьяна Потяева сообщила депутатам Московской городской Думы в ходе дистанционного заседания 17 февраля
Уполномоченный по правам человека в Москве Татьяна Потяева проинформировала депутатов о работе по защите прав жителей столицы на фоне несанкционированных акций, прошедших во второй половине января — начале февраля. При этом она не назвала по какой причине люди вышли на улицу и не упоминула имя оппозиционного политика Алексея Навального.
Свое выступление Татьяна Потяева начала с того, что отметила с какой целью учреждена должность уполномоченного по правам человека в Москве.
«Должность Уполномоченного по правам человека в городе Москве является государственной должностью и учреждена в целях обеспечения и осуществления дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Основная роль по защите конституционных прав и свобод возлагается на органы исполнительной власти, призванные обеспечивать исполнение на территории столицы Конституции Российской Федерации, а также законодательно-правовых актов города Москвы».
Далее она подчеркнула, что «Неукоснительное соблюдение закона в одинаковой степени относится как к участникам массовых акций, так и к сотрудникам правоохранительных органов. Все равны перед лицом закона. За нарушение закона должны следовать неотвратимость и справедливость наказания. Безусловно, я признаю право каждого на собственное мнение и свободу его выражения в действующих пределах. Но ценность свободы выражения мнения не должна стоять выше права на жизнь и здоровье человека».
По ее словам, «Можно согласиться с тем, что существующие механизмы реализации права граждан на свободу мирных собраний, в том числе в условиях пандемии, требуют дальнейшего совершенствования и проработки на законодательном уровне. Однако на сегодняшний день, в отсутствие такого особого порядка, организация и проведение подобных публичных акций даже при наличии действующих процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера его проведения, ставит под угрозу жизнь и здоровье не только участников, но и граждан, не имеющих к таким мероприятиям никакого отношения. Тем не менее, несмотря на предостережения органов власти и правоохранителей и статистику имеющихся случаев заболеваний коронавирусной инфекцией, публичные мероприятия все же состоялись».
Как сообщила Татьяна Потяева, проведение несанкционированных акций 23, 31 января и 2 февраля, а также задержание, доставление и содержание участников в специальных помещениях органов внутренних дел сопровождались многочисленными заявлениями о нарушении прав и свобод граждан. В дни проведения несанкционированных акций сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в столице присутствовали в качестве наблюдателей в местах массового скопления участников мероприятий.
«Могу сказать, что начало акций проходило мирно. При наличии возможности вмешательства органы внутренних дел и Росгвардия не торопились использовать свои полномочия, лишь предупреждая собравшихся о нарушении закона. Происходили отдельные задержания, которым трудно дать оценку без продолжительного наблюдения за изначальными действиями задержанного.
К сожалению, у несогласованной акции есть больше шансов выйти из-под контроля, ведь, несмотря на наличие поводов для недовольства среди протестующих, такие мероприятия привлекают деструктивные элементы, не стремящиеся цивилизованно решать интересующие их вопросы. Как показало наблюдение за несанкционированной акцией, состоявшейся 23 января, чем дольше продолжалось публичное мероприятия, тем менее оно становилось похожим на мирное», – отметила докладчик.
По данным Главного управления МВД России по г. Москве, в период проведения несогласованных акций 23 и 31 января, 2 февраля, а также в последующие дни было задержано порядка 5 тыс. человек, в том числе достаточное число несовершеннолетних. Татьяна Потяева заявила, что считает это недопустимым, так как несовершеннолетние часто становятся жертвами чужого мнения. Вместе с тем она отметила, что все поступившие в ее адрес сообщения о чрезмерном, необоснованном применении силы и спецсредств к участникам несанкционированных акций приняты в работу, а в случае установления фактов нарушений прав граждан виновные должны быть привлечены к ответственности.
«Эти сигналы требуют проверки. По полученной информации, 23 и 31 января получили травмы 19 граждан, среди них есть и те, кто не участвовал в акциях. В то же время зафиксировано 22 факта применения насилия в отношении сотрудников правоохранительных органов. Задерживались и случайные люди, оказавшиеся в районе проведения акций. Жители города также испытали трудности при передвижении из-за перекрытий. Такие обращения поступили в мой адрес. Все они были незамедлительно рассмотрены с принятием оперативных мер по выяснению обстоятельств, имеющих существенное значение для их разрешения.
При этом в рамках компетенции Уполномоченного не предусмотрено право требовать от должностных лиц полиции или Росгвардии совершить те или иные действия. Поэтому в случае поступления к Уполномоченному информации о возможном нарушении прав участников акций вопрос о проверке достоверности поступивших сведений и принятия мер ставился перед компетентными представителями правоохранительных органов, в рамках налаженного служебного взаимодействия. В некоторых случаях после вмешательства Уполномоченного ситуация менялась в интересах граждан», – сообщила Татьяна Потяева.
Всего по вопросам, касающимся несанкционированных публичных акций 23, 31 января, а также 2 февраля, в ее адрес поступило более 90 обращений. В Главное управление МВД России по г. Москве, Главное управление Росгвардии по г. Москве и Прокуратуру города Москвы в инициативном порядке Уполномоченным было направлено 15 запросов, в том числе по сообщениям о нарушении прав задержанных в ОВД по Донскому району и причинении телесных повреждений оператору YouTube-канала на акции 2 февраля.
Посетила Уполномоченный по правам человека в городе Москве и Центр временного содержания иностранных граждан в Сахарово, чтобы «лично проверить условия их содержания, а также материально-бытовое, медико-санитарное обеспечение и наличие предметов личной гигиены, медикаментов, питания и по возможности помочь людям».
Татьяна Потяева побеседовала с 25 гражданами, подвергнутыми административному аресту: «В целом условия содержания в Центре после принятия оперативных мер Уполномоченным, членами ОНК, волонтерами обеспечивают основные бытовые и медицинские потребности граждан. Предоставляется питание, место для сна, постельные принадлежности, душ, необходимая медицинская помощь, осуществляются прогулки.
Хорошо известен факт с трудностями в доставке передач задержанным. Это стало предметом обсуждения с руководством Центра и представителями ГУ МВД России по городу Москве. При содействии Уполномоченного состоялась встреча руководства Центра с родственниками задержанных, по результатам которой были приняты дополнительные меры, и с 5 февраля передачи стали приниматься до последнего человека.
Во многом информация по вопросу задержанных граждан, принявших участие в несанкционированных митингах, вызывает определенную реакцию общественности. В этой связи 9 февраля вместе с федеральным Уполномоченным по правам человека Татьяной Москальковой провели продолжительную встречу с правозащитницей Зоей Световой и актрисой Лией Ахеджаковой, обеспокоенными сообщениями о нарушении прав участников акций. Мы рассказали о поступивших обращениях и предпринимаемых мерах в защиту задержанных людей, а также договорились поддерживать связь в целях обмена информацией».
В ходе доклада Татьяна Потяева отметила, что члены Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека также разделились в оценке январских протестных акций. Разный подход привел к тому, что одно заявление, подписанное 23 членами СПЧ из 49, было опубликовано 5 февраля на сайте радиостанции «Эхо Москвы», другое в тот же день – на сайте СПЧ.
«Считаю, что свобода слова и выражения своего мнения не должна являться инструментом нарушения прав других лиц и не совместима с пропагандой или агитацией, возбуждающей социальную ненависть и вражду.
Нельзя отрицать наличие социальных вопросов, волнующих общество, по которым есть необходимость в их публичном обсуждении. При этом также нельзя не согласиться с тем, что свобода слова и право на публичные акции могут реализовываться только в порядке, предусмотренном законом», – заключила докладчик.
«Считаю, что необходим конструктивный диалог гражданского общества с органами государственной власти, направленный на реализацию права граждан на свободу мирных собраний», – подытожила Уполномоченный по правам человека в городе Москве.