Соблюдение прав инвалидов находится под пристальным вниманием Уполномоченного по правам человека в Архангельской области Любови Анисимовой в связи с социальной уязвимостью данной категории жителей области. Не являются исключением и инвалиды, содержащиеся в учреждениях системы исполнения наказаний. В своих действиях омбудсмен исходит из того, что существующие ограничения для лиц, находящихся в местах лишения свободы, не распространяются на их право на жизнь, охрану здоровья, социальное обеспечение.
Следует отметить, что в учреждениях УФСИН по Архангельской области содержится значительное количество лиц, имеющих инвалидность. По состоянию на 01.01.2017 в учреждениях УФСИН содержалось 353 осужденных инвалида, на 30.06.2017 — 376. Среди отбывающих наказание имеются граждане с тяжелыми заболеваниями, существенно ограничивающими их жизнедеятельность – инвалиды-колясочники, с полной слепотой, с ампутацией верхних конечностей.
Стоит отметить, что законодательство, лишая инвалида за совершенное им преступление свободы и ограничивая таким образом некоторые его права, не распространяет эти ограничения на вопросы социальной защиты и социального обслуживания. Так, статья 98 УИК РФ закрепляет принцип обязательного государственного страхования и пенсионного обеспечения осужденных к лишению свободы в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Таким образом, осужденным, как и иным лицам, может быть установлена инвалидность по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ).
Между тем Уполномоченный по правам человека считает необходимым подчеркнуть, что проблемы проведения МСЭ в местах лишения свободы остаются весьма актуальными. К сожалению, нарушения данной категории прав носят достаточно распространенный и системный характер.
В мае 2017 года в адрес омбудсмена Анисимовой обратился осужденный С., имеющий серьезные заболевания — катаракту и терминальную глаукому, сообщив в своей жалобе, что находясь в Областной Больнице УФСИН, был признан претендующим на установление инвалидности и подал заявление на прохождении МСЭ. Однако по окончании лечения в Больнице С. на МСЭ так направлен и не был, его заявление не рассматривалось.
В целях оказания содействия в восстановлении прав С. на медико-социальное обеспечение Уполномоченный обратился в адрес начальника ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России. По итогам проведенной ведомственной проверки были выявлены факты личной недисциплинированности отдельных медицинских работников больницы. Изложенное привело к тому, что в надлежащие сроки С. на врачебную комиссию представлен не был, экспертные вопросы в отношении него не были решены.
Вместе с тем только после обращения Уполномоченного, была запланирована госпитализация осужденного С. в больницу в третьем квартале 2017 года для проведения обследования и решения экспертных вопросов.