Исправительная колония №1 ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний) по Ярославской области регулярно оказывается в центре внимания омбудсмена Ярославской области Сергея Бабуркина. Причиной каждый раз служат жалобы родственников осужденных на нарушения прав человека сотрудниками колонии.
На днях появился новый информационный повод для СМИ и — оперативного реагирования со стороны ярославского омбудсмена. На этот раз он связан с избиением заключенного в колонии №1 Ярославля. На видео, опубликованого на сайте «Новой газеты», люди в форме сотрудников ФСИН избивают мужчину дубинками и выливают на него воду из ведра в помещении колонии. По данным издания, на видео запечатлены сотрудники колонии, а человек, которого избивали — заключенный Евгений Макаров. Инцидент, попавший на видео, произошел год назад, 29 июня 2017 года, утверждает газета.
Публикация вызвала широкое обсуждение и возмущение в социальных сетях. По просьбе информационного агентства Интерфакс ситуацию прокоментировал также омбудсмен Ярославской области Сергей Бабуркин.
«Семнадцать сотрудников УФСИН, идентифицированных по видео с избиением осужденного в Ярославской ИК-1, отстранены от исполнения должностных полномочий, сообщил «Интерфаксу» ярославский омбудсмен.
По его словам, и ранее в его адрес поступала информация о том, что в первой колонии к заключенным применялись физическая сила и спецсредства. Поступали жалобы от родственников осужденных, отбывающих наказание. Но, никаких уголовных дел возбуждено не было.
Сергей Бабуркин назвал инцидент возмутительным. А также сообщил, что по его мнению, необходимо возбудить уголовное дело. Как считает уполномоченный по правам человека, должно пройти большое служебное расследование, и он лично будет следить за его ходом. Правда, на официальном сайте омбудсмена отсутствует какая-либо информация об этом инциденте и о словах омбудсмена, хотя год назад, после резонансного сообщения СМИ о жалобах заключенных, фигурантов дела о беспорядках на Болотной площади Ивана Непомнящих и двоих других осужденных на избиение сотрудниками колонии в начале 2017 года состоялась поездка омбудсмена в колонию. Информация об этом была опубликована не только на его официальном сайте, но и на сайте регионального УФСИН. Но сегодня на официальноом сайте уполномоченного по правам человека в Ярославской области нет не только информации о новом инциденте в ИК-1, но и о недоступна предыдущая информация, связаная с нарушениями прав человека в ИК-1. В архиве информаций только заголовок о той «Инспекционной поездке в ФКУ «Исправительная колония №1 УФСИН России по Ярославской области» Сергея Бабуркина в апреле 2017 года. Возможно это связано с изменением IP адреса и домена нового сайта.
Напомним, в прошлый раз, год назад, прокуратура и следователи начали проверку по заявлению осужденных об избиении. Адвокаты неоднократно сообщали о том, что не могут попасть в колонию к осужденным.
28 апреля 2017 года в ответ на запрос защитников Европейский суд по правам человека направил российским властям — ФСИН и Минюсту — предписание о применении к осужденным правила 39 Регламента суда, обязав в течение двух суток провести независимое медицинское обследование осужденных и допустить к ним адвокатов.
3 мая того же года в пресс-службе УФСИН по Ярославской области «Интерфаксу» сообщили, что врачи проводили осмотр троих заключенных ИК-1 Ярославля, в том числе Ивана Непомнящих, и не обнаружили у них следов побоев. Между тем, правозащитники утверждали, что начальник колонии после инцидента был уволен. Однако пресс-служба УФСИН этот факт опровергла. Сейчас учреждением руководит Владимир Московский. Он временно исполняет обязанности начальника.
На сайте регионального отделения газеты МК (yar.mk.ru) указывается, что эксперты предпологают, что это видео было снято на служебный видеорегистратор. Такие девайсы носят все сотрудники колонии. Предстоит выяснить, кому оно принадлежало, и как попало в сеть. На данный момент СУ СК по Ярославской области возбудил уголовное дело по фактам , опубликованным в СМИ. И в первой колонии проходит работа по выявлению всех причастных лиц.
Остается только надеяться, что наказание за свою работу понесет не тот служащий УФСИН, который допустил утечку важних улик, а те, которые нарушают закон преступным образом.