Юлле Мадизе занимает должность канцлера юстиции (омбудсмена) с 31 марата 2015 года. Срок ее полномочий истекает 30 марта 2022 года. Несмотря на это, 16 ноября текущего года президент Эстонии Алар Карис предложил ее повторно назначить на должность. Кагцлер юстиции назначается на семь лет.
В сопроводительном письме президент отмечает, что Юлле Мадисе, которая последние семь лет достойно занимала должность канцлера юстиции, является юристом с сильным академическим образованием и многолетним опытом работы в сфере государственного управления. Ранее она работала в сфере законотворчества в Министерстве юстиции и Конституционной комиссии Рийгикогу. Она также работал генеральным контролером Государственного контроля и советником по правовым вопросам при президенте Республики. Мадизе занималась вопросами конституционного контроля и защиты основных прав и постоянно обращал внимание на необходимость оценки соразмерности ограничений прав. Она выступал за то, чтобы осуществление государственной власти было конституционным даже во время кризиса.
По словам президента, Юлле Мадизе зарекомендовала себя как интерпретатор и реформатор публичного права Эстонии. Она участвовала в составлении всех аннотированных публикаций Конституции Эстонской Республики, в том числе в качестве главного редактора последних публикаций.
Мадисе была членом регионального Совета Международного института омбудсмена (IOI), а в настоящее время является членом Всемирного совета IOI.
«Учитывая профессиональный опыт, знания и личные качества Юлле Мадизе, я считаю его подходящим кандидатом на должность канцлера юстиции», — написал Президент.
В своей речи перед голосованием действующий омбудсмен Мадизе сказала, что она осознает свою роль в должности канцлера права.
«Неуместно бороться за популярность или отказываться от присяги по какой-либо причине, сколь бы веской она ни казалась. Канцлер права не может и не должен подменять собой законодателей или судей. Только так можно сохранить правовое государство. Конституция и верховенство закона формируют границы для власти. Всегда. И эти границы не меняются ни балансом сил в Рийгикогу, ни составом правительства. Все избиратели и их представители заслуживают равного уважения. Я очень четко понимаю — и теперь уже основываясь на собственном опыте, — что канцлер права тоже несет ответственность за благополучие Эстонии в рамках своих полномочий», — сказала Мадизе.
В ходе тайного голосования кандидатуру Мадизе поддержали 63 депутата Рийгикогу, против были 18, воздержался один.
Отсчет срока ее новых полномочий начнется с 31 марта 2022 года.
Напомним, Юлле Мадизе является четвертой по счету канцлером юстиции Эстонии после обретения ее независимости. До нее эту должность занимали: Ээрик-Юхан Труувяли (1993-2000), Аллар Йыкс (2001-2008), Индрек Тедер (2008-2015).
Эстония — единственная экс-советская республика, где еще в 1938 году по опыту скандинавских стран (Швеции, Финляндии) в системе субъектов, осуществляющих государственные контрольные функции, существовала специальная должность, получившая название «Канцлер права» или «Канцлер юстиции».
Назначение Канцлера права вытекало из необходимости обеспечить законность государственной власти и оказать правовую помощь Президенту Республики того времени. Канцлер юстиции обладал правами министра, входя в число высших подотчетных Президенту Республики должностных лиц. Он представлял для ознакомления обзоры своей деятельности Государственному собранию и Государственному совету (двум палатам парламента). Его деятельность регулировалось специальным законом, основанным на Конституции 1938 года.
В то время первым Канцлером права Эстонии был назначен приказом Президента страны от 1 сентября 1938 года председатель административного отдела Государственного суда и помощник председателя Государственного суда А. Палвадре.
Ведомство Канцлера права был малочисленным и включало его самого и двух советников: один из которых – заместитель Канцлера), а другой – секретарь канцелярии и машинистка. Дополнительно была возможность использовать практикантов и работников канцелярии Президента Республики. Деятельность Канцлера юстиции была кратковременной. Первый обзор Канцлера права парламенту по итогам работы за год и четыре месяца остался в тот период единственным. В этом обзоре были представлены предложения для устранения недочетов закона об организации деятельности Канцлера юстиции, но они остались невыполненными. Ведомство Канцлера юстиции было ликвидировано после вхождения Эстонии в состав Советского Союза 25 июля 1940 года. Канцлер юстиции А. Палвадре был арестован и приговорен к смертной казни и умер до исполнения приговора в 1942 году.
Во время Второй мировой войны, когда немецкие войска отступали из Эстонии, была предпринята попытка восстановить независимость Эстонии. Ю. Улуотс, бывший до оккупации премьер-министром, сформировал 18 сентября 1944 года правительство Эстонской Республики, в состав которого входили Р. Йовель, назначенный Канцлером юстиции. Однако в начале 1945 года органами гобезопасности Советского Союза он был арестован и приговорен к 10 годам лагерей.
Должность Канцлера юстиции существовала и при правительстве Эстонии в изгнании. После выхода из СССР и приобретения независимости институт Канцлера юстиции Эстонии был воссоздан на основании преемственности Конституцией 1992 года. По примеру Конституции 1938 года воссоздание института Канцлера юстиции показало важность этой структуры в вопросах строительства государства и развития правовой культуры в нем.
Первым Канцлером права восстановившей независимость Эстонии был назначен Рийгикогу 28 января 1993 года Э.-Ю. Труувяли, который принес присягу 17 июня 1993 года. Уже к концу года в аппарате Канцлера юстиции работали 16 сотрудников, из них 8 – в должности советников.
Развитие государственности Эстонии обусловило необходимость создать институт омбудсмана, через которого обеспечивалась бы защита конституционных прав и свобод граждан. В обществе развернулась дискуссия о том, создавать институт омбудсмана при парламенте или соединить эти задачи с должностью Канцлера юстиции. Закон о Канцлере юстиции, вступивший в силу 1 июня 1999 года, задачи омбудсмана включил в число задач Канцлера юстиции.
20 февраля 2001 года Рийгикогу назначил Канцлером юстиции преподавателя Института права, судью окружного суда и председателя Союза Судей Эстонии А. Йыкса, который принес присягу 7 марта 2001 года. А. Йыкс был Канцлером юстиции до 2008 года. Новым Канцлером юстиции 12 февраля 2008 года Рийгикогу был назначил присяжный адвокат И. Тедер.
В 2015 году на должность канцлера была назначена юрист, профессор Юлле Мадизе.
Эстонская модель омбудсмана – Канцлер права объединяет в себе функции «стража» конституционности и общего петиционного органа. Такая комбинированная компетенция является единственной в международном плане. Конституция рассматривает Канцлера юстиции, прежде всего, как независимое в своей деятельности должностное лицо, контролирующее, чтобы правотворческие акты законодательной и исполнительной государственной власти и местных самоуправлений соответствовали Конституции и законам.
В соответствии с функцией омбудсмана, Канцлер юстиции контролирует, обеспечивает ли государственное учреждение основные права и свободы человека и следует ли оно традиции добропорядочного администрирования. Вступившие в силу 1 января 2004 году изменив закон, Рийгикогу еще более расширило задачи омбудсмана – теперь Канцлер юстиции контролирует также местные самоуправления, публично-правовые юридические лица и частноправовые юридические лица, исполняющие публичные функции.
Решая эти связанные между собой задачи, Канцлер юстиции сосредоточен на контроле следования государственными органами власти и должностными лицами конституционных принципов – достоинства человека, демократии, правовой и социальной государственности. Соответствует ли закон или постановление Правительства Республики, министра или местного самоуправления Конституции, можно оценить на основании информации, которую Канцлер юстиции получил, проверяя обеспечение основных прав человека.
Согласно конституции, у Канцлера юстиции есть право слова на заседаниях Рийгикогу и Правительства Республики. Канцлеру юстиции направляются проекты, представленные на обсуждение Рийгикогу и Правительству Республики, и иные материалы, которые предполагают скорейшее ознакомление Канцлера юстиции до их принятия. Канцлер юстиции следит за соответствием правотворческих актов конституции и представляет, если необходимо, свое мнение. По материалам, представляемым на заседания Правительства Республики, Канцлер юстиции через право слова реализует, в принципе, функцию предварительного контроля.
При надзоре за конституционностью, Канцлер юстиции имеет право и обязан давать предложения органу, принявшему закон или постановление, привести в соответствие каждый законотворческий акт, находящийся в противоречии с конституцией и законом. Конституция устанавливает для этого двадцатидневный срок, в течение которого орган, принявший акт, должен реализовать предложение Канцлера юстиции. Как правило, орган, принявший акт, соглашается с предложением Канцлера юстиции и приводит правовой акт в соответствие с конституцией и законами. Если орган, принявший правовой акт, не соглашается с предложением Канцлера юстиции, тот вправе внести предложение Государственному суду о признании оспариваемого положения закона или постановления недействительным.
На сегодняшний день Канцлер юстиции Эстонии – известное и признанное в Республике должностное лицо, с чьим мнением считается как граждане, так и органы власти, в том числе государственные чиновники. 93 процента рекомендаций и предложений Канцлера юстиции исполняются публичной властью беспрекословно. Начиная с 2001 года доверие к нему только возрастало и, если верить официальным данным, сегодня его поддерживает до 80 процента населения.