Первый омбудсмен Подмосковья Сергей Крыжов прокомментировал слова действующего Уполномоченного по правам человека в Московской области Екатерины Семёновной по поводу «иностранных агентов» «Голос» и «Сонар», ведущих, по ее словам, «подрывную деятельность».
На днях Федеральный омбудсмен России Элла Памфилова в очередной раз убедительно продемонстрировала, что может встать на защиту прав человека и институтов гражданского общества, независимо от того, кто на них посягает — высокопоставленный чиновник, непонимающий коллега или кто-либо еще. Так, на семинар-совещании 1 марта 2016 года, организованном ею для своих коллег из регионов с участием замглавы администрации президента РФ Вячеслава Володина и ряда федеральных чиновников, Элла Памфилова поправила коллегу — Омбудсмена Московской области Екатерину Семёнову, по мнению которой в Подмосковье, как и в соседнем регионе, действуют «разные иностранные агенты и ведут подрывную деятельность организации наблюдателей «Голос» и «Сонар» — что с ними делать?». На это Элла Памфилова, как и полагается настоящему, а не мнимому омбудсмену, жестко возразила. Вот ее слова, которые цитирует «Независимая газета»: «Подрывной деятельностью занимаются спецслужбы, это их работа… а вешать ярлыки неправильно. Иностранные агенты по закону никак не должны быть ущемлены, и препятствовать их работе не стоит».
К сожалению, этот эпизод по какой-то причине остался вне поля зрения пресс-службы Федерального Омбудсмена, которая размещала информацию о семинар-совещании на ее официальном сайте.
Трудно сказать, знала ли Омбудсмен Московской области Екатерина Семёнова о том, что понятие «иностранный агент» — это гражданско-правовой термин, а не уголовный, тем более ограничивающий в каких-то правах их носителей. А может, ей захотелось «блеснуть красноречием» в присутствии заместителя руководителя администрации Президента? И в первом, и во втором случаях слова омбудсмена, безусловно, не выглядят подобающими для защитника прав человека такого уровня.
Вот как высказался по поводу слов Екатерины Семёновой ее предшественник на должности Уполномоченного по правам человека в Московской области Сергей Крыжов редакции журнала «Европейский омбудсман»:
«Я полагаю, что дело идет к тому, что распространение сведений о Всеобщей декларации прав человека начнут приравнивать к экстремизму.
В высказывании Екатерины Семёновой нет ничего удивительного. Если на уровне Уполномоченного по правам человека в РФ еще сохраняется правовое понимание, то многие нынешние уполномоченные по правам человека в субъектах РФ стали просто инструментом в руках тех, кто их назначал, и действуют в рамках, которые им диктует инстинкт самосохранения (готов персонально извиниться перед некоторыми уполномоченными в регионах за эту фразу, поскольку, как и во всех сферах, осталось немного людей, не давших повода усомниться в их порядочности).
В законе есть требование безупречной репутации к кандидату на должность уполномоченного по правам человека. Не буду говорить о репутации Е. Семёновой до назначения, но если она отнесла “Голос” и “Сонар” к подрывным организациям, то тем самым она подорвала свою репутацию перед лицом настоящих правозащитников.
Манипуляции на выборах — один из столпов сохранения нынешней власти. Наблюдение на избирательных участках — последний рубеж борьбы за избирательные права между режимом и народом. “Голос” и “Сонар” ведут деятельность, которая подрывает беспредельную безнаказанность махинаций на выборах. Е. Семёнова показала, что в этой борьбе она на стороне режима. Депутаты приняли изменения в избирательном законодательстве, требующие от наблюдателей делать заявки за три дня, а иными словами — дать информацию для понимания, где можно будет безнаказанно фальсифицировать результаты голосования. Это все равно, что гаишников заставить за три дня сообщать, где они будут включать радары. Но депутату — депутатово, а уполномоченному — уполномоченновое. Где может, там и старается», — заявил Сергей Крыжов.
Следует отметить, что не все уполномоченные по правам человека в регионах мыслят об «иностранных агентах» как Е. Семёнова. В частности, в защиту НКО, включенных Минюстом России в список «иностранных агентов», выступали в региональные омбудсмены Татьяна Морголина (Пермский край), Татьяна Мерзлякова (Свердловская область), Татьяна Зражевская (Воронежская область) и другие.