Практика показывает, что независимость омбудсмена и его принципиальность в вопросах защиты прав человека — одно из главных условий его эффективности.
За два года работы в должности Федерального Омбудсмена России Элла Памфилова не раз убедительно доказала, что ее избрание на должность Государственной Думой по предложению президента Путина 18 марта 2014 года — это одно из удачных кадровых решений, способствующих развитию институтов гражданского общества в России.
За эти годы Элле Памфиловой удалось значительно укрепить правовой статус региональных уполномоченных по правам человека; выступить в защиту «иностранных агентов», приносящих зачастую больше пользы своей стране, чем так называемые «ура патриоты».
В год больших выборов, которые пройдут в сентябре текущего года, к сожалению, президент решил, что есть еще один фронт в общественно-политической жизни России, где требуется знания и умения Эллы Памфиловой — Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК)
Своим Указом от 3 марта 2016 года Владимир Путин сформировал новый состав ЦИК от Президента РФ. В нее вошли пять человек, в том числе действующий пока Уполномоченного по правам человека в РФ Элла Памфилова.
Напомним, что ЦИК РФ состоит из 15 членов. Пять из них назначаются Президентом РФ, пять Государственной Думой, а пять — Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Они из своего состава выбирают председателя. Есть все основании полагать, что именно эту должность в ближайшее время займет Элла Памфилова.
Это означает, что в течении месяца Элла Памфилова должна оставить свою нынешнюю должность, отставка с которой осуществляется Государственной Думой, так как согласно Федеральному конституционном закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Уполномоченный не имеет права совмещать ее с другой работой.
Примечательно, что за два дня до этого назначения Элла Памфилова провела семинар-совещание по вопросу защиты избирательных прав граждан для уполномоченных по правам человека в регионах, где объявила своим коллегам о мобилизации в преддверии выборов в Государственную Думу РФ.
Также она призвала коллег активнее реагировать на жалобы граждан. А «Независимой газете» сообщила, что в ближайшее время будет создан оперативный штаб и горячая линия, которые станут аккумулировать сообщения о проблемах в ходе выборов.
«Обращаться смогут все силы – и правые, и левые, красные, зеленые и голубые», – заявила Памфилова. По ее словам, аппарат омбудсмена станет «правозащитным МЧС», чтобы не только вовремя выявлять нарушения, но и тут же обращаться к исполнительной власти, обеспечивая соблюдение закона».
Относительно участия представителей общественных организаций в качестве наблюдателей на предстоящих выборах, Элла Памфилова еще раз подчеркнула, что она является приверженцем уважительного отношения к их деятельности, в том числе, так называемых, «иностранных агентов», которые имеют такие же права, как и остальные.
Так на слова Уполномоченного по правам человека в Московской области Екатерины Семеновой о том, что в ее регионе, так же как и в Костроме, действуют «разные иностранные агенты и ведут подрывную деятельность организации наблюдателей «Голос» и «Сонар» – что с ними делать?», Памфилова ответила предельно жестко: «Подрывной деятельностью занимаются спецслужбы, это их работа… а вешать ярлыки неправильно. Иностранные агенты по закону никак не должны быть ущемлены, и препятствовать их работе не стоит».
В этой связи переход Эллы Памфиловой в ЦИК будет воспринято обществом как положительное изменение в избирательной системе страны. Что же касается института Уполномоченного по правам человека в России и ее субъектах, то нормативные преобразования, осуществленные за время работы Эллы Памфиловой, дают им шанс выполнять свою работу более эффективно и независимо. Но в этом большое значение имеет личность омбудсмена. И если тот или иной омбудсмен, будь-то на федеральном уровне или на уровне регионов не может себя проявить как независимый посредник между обществом и властью, то, как отметила Элла Памфилова: «Стоит задуматься – а нужен ли вообще такой уполномоченный?».
С этим трудно не согласиться.