Изучение деятельности национальных учреждений по правам человека имеет большое практическое и теоретическое значение для оценки их эффективности. Для нашей страны особое значение имеет международный опыт по данному вопросу, в том числе практика постсоветских стран.
22 ноября 1991 года в общественно-политической жизни бывших союзных республик, произошло событие, значение которого в то время не все могли оценить. Верховный Совет России, тогда еще РСФСР, принял Декларацию о правах и основных свободах человека. Одной из статей этого судьбоносного документа предусматривалось создание в России должности парламентского уполномоченного по правам человека, аналогичной известному во многих странах институту омбудсмана.
Сложно было представить, что, спустя три года, этот публично-правовой институт станет одним из нововведений российского конституционного права. Между тем, как следует из пункта «д» части 1 статьи 103 новой Конституции РФ, к ведению Государственной Думы было отнесено назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.
То, что через несколько лет Саратовская область одной из первых субъектов Российской Федерации будет учреждать должность регионального уполномоченного по правам человека, было достаточно непредсказуемым событием, прежде всего ввиду того, что наша область входила в так называемый «красный пояс» страны.
19 января 1999 года депутатами Саратовской областной Думы был избран первый, в истории области, Уполномоченный по правам человека. Но, следует отметить, что к тому времени был уже накоплен достаточный опыт защиты прав и свобод человека, поскольку еще в 1996 году в Саратовской области, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 864, была создана Саратовская областная комиссия по правам человека, которая органично вписалась в систему государственных и общественных институтов Саратовской области по контролю, охране и защите прав граждан. Оценивая это решение политического руководства области, спустя много лет, можно сказать, что оно было правильным и своевременным.
Важным принципом, заложенным в деятельность областной комиссии при ее формировании, являлся принцип независимости. Комиссия создавалась именно как самостоятельная структура, а члены комиссии, по представлению Губернатора области, персонально утверждались областной Думой. Это существенно отличало Саратовскую областную комиссию по правам человека от аналогичных комиссий других регионов, которые создавались при главах субъектов РФ, различного рода министерствах или комитетах, а члены комиссии назначались соответствующими должностными лицами.
Следует отметить, что принцип самостоятельности был использован и при формировании института Уполномоченного по правам человека в Саратовской области как государственного учреждения, не зависимого от органов власти. Уполномоченный по правам человека, назначаемый на должность и освобождаемый от должности только областной Думой, большинством голосов от общего числа депутатов, должен был стать примером объективного защитника прав граждан. Избираясь законодательным органом области, он был независим в своей деятельности, а его действия дополняли существующие средства защиты прав и свобод граждан.
С первых дней работы стало понятно, что Уполномоченный обладает массой преимуществ по сравнению с другими государственными институтами. Вскоре это смогли оценить сами граждане. И надо сказать, что в первое время многие из них испытывали определенное недоумение и были приятно удивлены тем, что Уполномоченный, который ассоциировался в их глазах с властью, был таким доступным и комфортным для общения. Граждане могли рассказать ему о своих проблемах и получить советы, как «бороться» с нерадивыми чиновниками. За сравнительно недолгое время функционирования института Уполномоченному удалось отстоять права многих граждан. Примечательно, что, не имея никаких властных полномочий, Уполномоченный способствовал защите нарушенных прав граждан и их восстановлению посредством убеждения, побуждения соответствующих государственных органов и должностных лиц к их соблюдению. Серьезную помощь в этом оказывали СМИ, распространяемые на территории Саратовской области, с которыми было налажено деловое сотрудничество.
Институт Уполномоченного по правам человека в Саратовской области стал связующим звеном между органами власти и гражданским обществом. Созданный при нем Общественный совет, состоящий из представителей известных правозащитных организаций области, стал центром многих правозащитных инициатив. В тесном контакте с государственными структурами, такими как Управление исполнения наказаний Министерства юстиции РФ по Саратовской области, Министерство образования Саратовской области, были учреждены общественные уполномоченные по правам осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Саратовской области и уполномоченные по защите прав участников образовательного процесса.
Аппарат первого Уполномоченного по правам человека в Саратовской по просьбе других регионов, намеревавшихся учредить у себя должность Уполномоченного по правам человека, оказывал им методическую помощь. И сегодня, с большим удовольствием, можно сказать, что многие наши начинания, получили распространение в других регионах России и странах Содружества Независимых Государств.
Примечательно, что в Саратовской области не только в одной из первых в России была создана должность Уполномоченного по правам человека в отдельно взятом субъекте, но и является главным «экспортером» специалистов, которые с успехом выполняют или выполняли обязанности Уполномоченных по правам человека в других регионах России.
Следует отметить, что из пятидесяти Уполномоченных по правам человека, осуществляющих или осуществлявших свою деятельность в России и ее регионах, десять или каждый пятый получили образование в Саратове. Семеро Уполномоченных окончили Саратовский юридический институт (СЮИ) им. Д.И. Курского, переименованный позже в Саратовскую государственную академию права (СГАП). Данный вуз окончил бывший Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, профессор этого вуза, О. Миронов. Диплом СЮИ имеют также Уполномоченные по правам человека: в Ростовской области – А. Харьковский, Ставропольском крае – А. Селюков; бывшие Уполномоченные: в Самарской области – В. Баландин, Смоленской области – В. Осин. Уполномоченный по правам человека в Саратовской области Н. Лукашова и автор данной статьи также окончили данный вуз.
Кроме того, Уполномоченный по правам человека в Калининградской области И. Вершинина окончила Саратовский медицинский институт, бывший Уполномоченный по правам человека в Астраханской области В. Виноградов – исторический факультет Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (СГУ), а Уполномоченный по правам человека в Тверской области И. Блохина – физико-математическую школу в г. Саратове, а затем и физико-математический факультет СГУ.
Следует подчеркнуть, что и автор данной работы С. Л. Давтян, с 2000 по 2004 год работал в г. Саратове начальником отдела информации и правового просвещения в аппарате Уполномоченного по правам человека в Саратовской области. Работая также ранее на различных должностях в аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, будучи членом Европейского Института Омбудсмана и главным редактором журнала «Европейский омбудсман», и, занимаясь преподавательской деятельностью в разных московских и саратовских вузах, в том числе на социологическом факультете СГУ им. Н.Г. Чернышевского и факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, автором накоплен большой объем эмпирического материала, который был использован в настоящей работе.
Не вызывает сомнений, что настоящее издание может быть полезным для научных работников, практикующих юристов, социологов, политологов, журналистов, законодателей, студентов и аспирантов, работников аппаратов уполномоченных по правам человека и общественных объединений, а также для всех тех, кто интересуется деятельностью Уполномоченных по правам человека.
Александр Ландо, первый Уполномоченный по правамчеловека в Саратовской области, депутат Саратовской областной Думы, директор Института законотворчества Саратовской государственной академии права(СГАП)