журнал о правах человека и деятельности национальных учреждений по их защите
Деятельность омбудсманов
Справочная информация
Исследования
Правозащитный дайджест


Ссылки на сайты Уполномоченных
Александр Ландо: «Нелюбовь ко мне со стороны чиновников я считал самой высокой оценкой моей работы в должности омбудсмана»

Александр Ландо во время очередной встречи с журналистами саратовских СМИ. 2002 г.

Саратовская область является одним из первых субъектов Российской Федерации, где в 1998 году был принят закон об уполномоченном по правам человека. 19 января 1999 года областная Дума назначила на должность первого Уполномоченного по правам человека в Саратовской области Александра Ландо.

Надо сказать, что с именем города Саратова связана профессиональная биография многих омбудсманов в России. Здесь получали юридическое образование бывший Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации О. Миронов, Уполномоченные по правам человека в Ростовской области А. Харьковский, в Ставропольском крае А. Селюков, бывшие Уполномоченные по правам человека в Самарской области В. Баландин, Смоленской области В. Осин, действующий Уполномоченный по правам человека в Саратовской области Н. Лукашова и другие. Кроме того, Уполномоченный по правам человека в Калининградской области И. Вершинина окончила Саратовский медицинский институт, бывший Уполномоченный по правам человека в Астраханской области В. Виноградов — исторический факультет, а Уполномоченный по правам человека в Тверской области И. Блохина — физико-математический факультет Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.

Об омбудсмане Саратовской области А. Ландо я услышал впервые от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О. Миронова, в аппарате которого я работал в 1999 году. Оба омбудсмана, и О. Миронов, и А. Ландо, многие годы работали вместе в Саратовской государственной академии права (бывший Саратовский юридический институт имени Д.И. Курского).

В начале 2000 года по рекомендации О. Миронова я вернулся в Саратов, откуда много лет назад уехал на учебу в Москву, для работы в аппарате Уполномоченного по правам человека в Саратовской области. Моя должность на новом месте работы, как и в аппарате федерального омбудсмана, была связана с анализом его деятельности, в том числе его взаимодействия со СМИ.

Надо сказать, что журналисты проявляли необычный интерес к деятельности А. Ландо, хотя некоторые из них еще с трудом выговаривали экзотическое для русского слуха слово «омбудсман» и даже думали, что так зовут Уполномоченного по правам человека.

Но скоро все стало на свои места. Прямо как по поэту: говорили «Ландо», подразумевали «Омбудсман» и наоборот. Любопытно, что такое представление имеет место до сих пор, хотя должность саратовского омбудсмана уже семь лет занимает другой человек.

Журналистов привлекали не только необычные инициативы омбудсмана А. Ландо, но и его желание прокомментировать их: закрытие медвытрезвителей, легализация «труда» девушек легкого поведения, окрашивание вечно мрачных стен следственных изоляторов в светлые тона и другие.

— Я с самого начала своей работы в должности омбудсмана понял одну важную вещь: надо быть интересным для журналистов,– говорит Александр Ландо. — Если омбудсман интересен для СМИ, тогда он может быть полезным для граждан, для эффективной защиты их прав и свобод.

Кстати, этому принципу он придерживается и в качестве депутата Саратовской областной Думы. Узнав о фактах нарушения прав человека, несоблюдении законодательства чиновниками или руководителями частных предприятий, депутат Александр Ландо делает это достоянием СМИ, выступая для них одновременно как эксперт. В этом процессе установлено четкое правило, и СМИ с удовольствием соблюдают его: Александру Ландо принадлежит право комментария. В условиях, когда многие из числа региональных чиновников боятся общаться с журналистами, А. Ландо просто находка для них. Местные журналисты знают, что он в курсе всех дел и не боится комментировать любые факты. Правда, первые несколько лет он старался не комментировать работу сменившего его Уполномоченного по правам человека в Саратовской области Н. Лукашовой.

В должности Уполномоченного по правам человека в Саратовской области Александр Ландо проработал пять лет. За эти годы он стал популярным среди граждан и СМИ, но не у чиновников. Его популярность среди журналистов вызывала у них откровенное раздражение, особенно, у прокурора области. В итоге, это привело к тому, что губернатор и депутаты областной Думы воздержались от выдвижения А. Ландо на второй срок, и на должность Уполномоченного по правам человека в Саратовской области был назначен работник областной прокуратуры.

— Да, Александр Соломонович, Вас часто критиковали чиновники за то, что Вы брались за все проблемы, будь социальная сфера, промышленность, сельское хозяйство, правоохранительные органы и другие.

— Но это мне важно было исключительно с точки зрения соблюдения в них прав человека, — говорит первый омбудсман Саратовской области. — Изучая проблемы отдельных людей, я стремился увидеть, как она стоит в целом, чтобы помочь сразу многим, даже тем, кто не подозревал о нарушении своих прав.

По инициативе Александра Ландо открылась первая в Саратовской области общеобразовательная школа для несовершеннолетних, находящихся в следственном изоляторе города Саратова. Был решен вопрос об обеспечении предметами гигиены первой необходимости граждан, содержащихся в следственных изоляторах; об открытии женской колонии на территории области, чтобы осужденные женщины (жительницы Саратовской области) отбывали наказание на территории области.

Следует отметить, что первого саратовского Уполномоченного по правам человека часто упрекали в чрезмерном внимании к заключенным. По мнению самого Александра Ландо, «все должны понять, что эти люди находятся там временно и когда-нибудь снова вернуться к нам. И соответственно тому, как будут обеспечивать им условия там, они будут вести себя здесь».

Один известный в области человек сказал о А. Ландо так: «Он сам придумывает идеи, сам их озвучивает, сам выполняет и сам себя хвалит». На самом деле, мне не раз приходилось слышать высокие оценки работы Саратовского омбудсмана со стороны губернатора области и председателя областной Думы. Вместе с тем было очевидно, что его недолюбливают руководители правоохранительных органов, особенно прокурор области. За пять лет работы омбудсману А. Ландо так и не удалось договориться с прокуратурой о сотрудничестве. Зато сменившая его на должности омбудсмана Н. Лукашова заключила такое соглашение с прокуратурой без особых проблем.

— Нелюбовь ко мне со стороны прокуратуры и других чиновников я считал самой высокой оценкой моей работы в должности омбудсмана, — говорит Александр Ландо. — Я не раз говорил, будучи омбудсманом, что если меня не любят чиновники, значит, я правильно делаю свою работу.

По словам Александра Ландо, для него было важно, чтобы его любили граждане, для которых он работал.

Первый омбудсман участвовал во многих мероприятиях, имеющих общественное значение. Постоянно присутствовал на заседаниях не только правительства области, но и на ежегодных отчетных заседаниях коллегии управления исполнения наказаний по Саратовской области, управления внутренних дел, общественных организаций, участвовал в конференциях, студенческих мероприятиях.

— Я взял за правило не быть свадебным генералом на разных мероприятиях, а выступить в них, — говорит А. Ландо. — Если это был юбилей, то просто приветствовал или поздравлял, если подведение итогов, то на что-то обращать внимание.

Первый омбудсман Саратовской области еженедельно вел личный прием граждан, а также постоянно ездил по городам и селам области, где встречался с их жителями и выслушивал их жалобы на жизнь и на действия чиновников.

— Вникнув в проблему, я доносил ее до руководства области, губернатора области, в частности. И это помогало решать многие вопросы, — говорит А. Ландо.

Но помогать всем невозможно, к тому же многие вопросы не входили в компетенцию омбудсмана. Однако А. Ландо умел их выслушивать и дать дельный совет.

— Люди нередко приходят к омбудсману, который у них ассоциируется с властью, чтобы поговорить с ним о наболевшем. А омбудсман, если даже не может помочь им, обязан выслушать, а при необходимости дать мудрый совет, — считает первый омбудсман Саратовской области.

По мнению А. Ландо, быть омбудсманом может не каждый, если даже он опытный юрист или общественный деятель. Большой отпечаток на поведение омбудсмана налагает его предыдущий опыт работы на других должностях.

У Александра Ландо сложилось устойчивое убеждение в том, что бывшие работники правоохранительных органов и даже бывшие чиновники исполнительных органов власти не могут быть эффективными омбудсманами.

— Но во всем мире это обычная практика, когда омбудсманами становятся специалисты из самых разных областей, в том числе правоохранительных и других органов власти, — говорю я, пытаясь опровергнуть его точку зрения.

— По крайней мере, в нашей стране у представителей этих структур сформировавшееся представление о правах человека пока еще, как выполнение гражданами того, что дозволено чиновниками, — говорит Александр Ландо. — Они могут быть очень хорошими специалистами в своей области, но защищать права человека от произвола тех органов, где они когда-то работали, к сожалению, не могут, — дополняет он.

Первому омбудсману Саратовской области представители федеральных органов власти на территории области, в основном прокуратура и милиция, часто ставили в вину превышение своих должностных полномочий, которое заключалось в том, что Александр Ландо нередко находил и указывал на нарушения прав человека этими органами. Закон области об уполномоченном по правам человека, почти дословно скопированный с Федерального конституционного закона, позволял ему так поступать. В конце концов, по ходатайству областной прокуратуры был изменен первый Закон «Об уполномоченном по правам человека в Саратовской области», как несоответствующий федеральному законодательству. В частности, за Уполномоченным по правам человека в Саратовской области было оставлено право обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека, их соблюдения и уважения государственными органами области и органами местного самоуправления. Но это не препятствовало тому, чтобы омбудсман А. Ландо обращался с разными запросами, в том числе в федеральные органы власти. У него была даже специальная папка с грифом «Письма в федеральные органы», где содержались ответы на его обращения в эти органы. А. Ландо ими очень гордился, понимая их значение для убеждения местных нерадивых чиновников, нарушающих права человека.

Хочу отметить еще одно, лично для меня, важное качество А. Ландо как чиновника и бывшего омбудсмана. СМИ для него всегда были важным источником информации. Многие его обращения были связаны с публикациями в прессе. Прочитав, увидев или услышав в местных СМИ о нарушении прав человека, А. Ландо считал своим долгом вмешиваться, обращаться к должностным лицам, в том числе на федеральном уровне, ссылаясь на конкретную публикацию.

Сегодня, к сожалению, многие чиновники стремятся, наоборот, скомпрометировать СМИ, внушая людям, что нельзя доверять журналистам. Разумеется, у СМИ тоже бывают промахи. Но именно СМИ помогают обществу быть свободным и толерантным. Это может подтвердить история многих стран с сформировавшейся демократией и гражданским обществом.

— Уполномоченный — состояние души, а не просто должность, — любит повторять Александр Ландо. — Либо это есть в человеке, либо нет. Потому что надо через себя пропустить всю чужую боль. Приходят ведь тогда, когда совсем плохо, когда прошли по всем инстанциям…

Первый омбудсман Саратовской области готов поделиться своим опытом работы с омбудсманами, которые делают свои первые шаги в новой для себя должности. Он с досадой отмечает, что опыт первых омбудсманов в России, к сожалению, остается невостребованным. Покинув свой пост, омбудсманы уносят с собой свой бесценный опыт. Многие новые омбудсманы, пришедшие им на смену, все начинают с чистого листа.

А некоторые из них демонстративно убирают все следы своих предшественников даже со своих информационных сайтов. Иногда создается впечатление, что до них этим никто не занимался. Такой метод самоутверждения наносит, безусловно, большой урон развитию института уполномоченного по правам человека в России в целом.

— Если тот или иной Уполномоченный по правам человека игнорирует опыт и наработки своего предшественника, я сомневаюсь, что он способен защищать права человека, — говорит Александр Ландо.

— Можете зайти на сайт некоторых Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации и убедиться в этом. Могу дать список, — предлагаю Александру Ландо.

— Отсутствие толерантности у омбудсмана, в том числе к своим предшественникам, — это серьезный сигнал о том, что этот человек не на своем месте, — отвечает бывший омбудсман.

Александр Ландо считает, что в том, что институт уполномоченного по правам человека в России и в ее субъектах состоялся, большая заслуга первых омбудсманов. Они делали работу, которую до них никто не делал. И в истории института они всегда останутся первыми. Но в данном случае важно не это. Большое значение для развития института, как действенного механизма защиты прав человека и становления толерантности в обществе, имеет соблюдение преемственности.

В конце 2010 года на заседании Координационного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации был принят проект решения о создании Ассоциации омбудсманов в России. В нем указано, что членом этой организации могут быть как действующие, так и бывшие омбудсманы. В частности, Александр Ландо, несмотря на свою большую занятость как депутата, председателя комитета по регламенту и организации работы Саратовской областной Думы, а также директора Института законотворчества, готов участвовать в работе этой организации и передать свой опыт омбудсмана тем, кто в этом нуждается.

Будет ли Ассоциация омбудсманов России действующей организацией, способной концентрировать усилия всех омбудсманов и исследователей на решении проблем развития института омбудсмана в России, покажет время.

По всей вероятности многие действующие омбудсманы России всерьез задумываются о своем будущем в качестве исследователей: пишут диссертации на тему института Уполномоченного по правам человека и успешно их защищают. Сам профессор А. Ландо одобряет стремление своих коллег к наукам. Он считает, что омбудсманам проще обобщать опыт свой работы, в том числе с научной точки зрения.

Сейран Давтян, шеф-редактор




Последние новости
Уполномоченный по правам человека в Свердловской области,  по давней традиции встретилась со студентами Департамента "Факультет журналистики" Уральского федерального университета
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова 28 марта приняла участие в совещании... Read More »
Парламентские слушания «Развитие института уполномоченного по правам человека в условиях современных вызовов» прошли в Государственной Думе. В мероприятии приняли участие депутаты, сенаторы, уполномоченные по правам человека из всех регионов страны, представители Счетной палаты Российской Федерации, Генпрокуратуры и других федеральных ведомств, эксперты, общественники.
Европейский Союз объявил 25 февраля об очередной, десятой по счету, санкции против российских физических и юридических лиц. На этот раз в число лиц, которым запрещен въезд в страны ЕС, вошла Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова.
Правовое регулирование деятельности: Закон об уполномоченном парламента 1967 г. и Законе об уполномоченном службе здравоохранения... Read More »
Биография
Парламент Армении ищет нового Защитника прав человека (омбудсмена), после того как спустя год работы досрочно ушла в отставку с этой должности Кристине Григорян
Единственная дорога, по которому проходит автодорога, соединяющая Армению и Арцах с 12 декабря 2022 года перекрыт и контролируется, по сообщениям официального Баку, так называемыми экологическими активистами
Депутаты поддержали кандидатуру Петра Перевезенцева, отметив его заслуги работы в партии, общественно-политической жизни края, открытость для диалога и готовность работать на благополучие региона и его жителей
Председатель Совета по правам человека ООН Федерико Вильегас (Аргентина) объявил членов комиссии, которая займется расследованием военных преступлений в Украине. Об этом сообщается на сайте Организации Объединенных Наций.