В Москве прошли массовый митинги граждан, которые считают, что власть не уважает и не соблюдает их права.
Ровно пятнадцать лет назад, в те же дни, депутаты второго созыва Государственной Думы приняли Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», который вместе с Конституцией РФ стал правовой основой для функционирования в стране этого нового публично-правового института.
Сегодня в России должность уполномоченного по правам человека существует как на федеральном уровне, так и на уровне ее регионов. Их задача — обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдение и уважение органами власти и должностными лицами. Правда, из 84-х субъектов в двадцати граждане лишены этой возможности, поскольку в них отсутствует должность уполномоченного по правам человека. Политическая элита в них так и не определилась, нужен им такой институт или не нужен. А определяться должны губернаторы и депутаты законодательных собраний, поскольку назначение на должность уполномоченного по правам человека входит в их компетенцию. В некоторых субъектах существуют даже организованные группы, состоящие из общественно активных граждан, которые делают все для продвижения идеи создания института уполномоченного по правам человека в своих регионах. У властей в этих регионах практически один и тот же ответ: «Нет денег в бюджете для лишних расходов». Судя по всему, такое отношение к правам человека и дополнительным механизмам их защиты будет сохраняться еще долго, пока в стране не заработает четкая система выборов и общественного контроля как за расходованием бюджетов, так и за деятельностью органов власти в целом. Пока власти на местах будут действовать по указке из Москвы, а не исходя из интересов и требований людей, живущих рядом с ними.
На пятилетие закона об Уполномоченном по правам человека на заданный Владимиру Лукину вопрос: «Почему большинство субъектов не торопятся с назначением уполномоченного?», был получен ответ: « Наверное, потому, что региональные лидеры просто не желают создания дополнительного органа; контролирующего их действия и способного поймать за руку нерадивого чиновника. Ведь, как известно, рыбу лучше ловить в мутной воде… Во многих регионах стараниями местных глав созданы настоящие бюрократические заповедники. И нарушения прав человека там настолько вопиющи, что если через регионального омбудсмена о них станет известно широкой общественности и федеральному центру, то кресло под местным «феодалом», чего доброго, может потерять равновесие. А разве ему это надо?».
С тех прошло десять лет. За это время значительно увеличилось количество субъектов, где учреждена должность Уполномоченного по правам человека, хотя по-прежнему, как уже было отмечено, они имеются не везде.
Значительно лучше выглядит ситуация с продвижением должности уполномоченного по правам ребенка. Особое развитие этот институт получил в последние 2-3 года, особенно после указа Президента РФ от 1 сентября 2009 г. N 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка». Рекомендация Президента регионам о целесообразности создания аналогичной области, с одной стороны, дала толчок развитию этого института в субъектах, с другой стороны, стала своеобразным тормозом для распространения института уполномоченного по правам человека в них. Вероятно, не хватило средств для создания и содержания.
На сегодняшний день должность уполномоченного по правам ребенка создана практически во всех субъектах. Но, к сожалению, если уполномоченные по правам человека во всех субъектах действуют на основании закона и независимы от каких-либо органов, то с уполномоченными по правам ребенка ситуация выглядит иначе. В большинстве субъектов они созданы при главах регионов. Впрочем, как и на федеральном уровне, где уполномоченный по правам ребенка функционирует при Президенте страны.
Видимо, для власти так надежнее. Да и с работы уволить проще, если вдруг не оправдает высокое доверие.
Правда, для большинства граждан не имеет никакого значения, функционирует уполномоченный по правам человека при ком-то, или он независим. Они его ассоциируют с властью и ждут от него властных решений и гарантии государственной защиты их прав и свобод. Статус уполномоченного важен для четкого построения системы властных коммуникаций и независимости уполномоченного по правам человека от диктата со стороны любых организаций и должностных лиц.
Сегодня, к сожалению, даже уполномоченные по правам человека могут оказаться в затруднительном положении при определении своей ниши в системе государственных органов. Каждый из них знает, что его должность создана в целях обеспечения гарантий государственной зашиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Эта прописная истина имеется как в федеральном конституционном законе об Уполномоченном, так и в законах об уполномоченном в субъектах. Для этой цели они наделены законом широкими полномочиями. Но принимаемые ими решения носят рекомендательный характер, которые могут иметь воздействие на чиновников лишь в том случае, если они подотчетны перед обществом.
Как не странно, работа уполномоченного по правам человека нацелена на будущее, несмотря на то, что ежедневно им приходится рассматривать десятки жалоб, а в итоговом ежегодном докладе их количество достигает до нескольких тысяч. Очевидно, что все надо проверить и на все вопросы надо давать ответы. При этом важно, чтобы такая работа не превращала Уполномоченного по правам человека и его аппарат в бюро жалоб. Уполномоченный призван помочь преодолевать в обществе правовой нигилизм и развивать этические нормы поведения чиновников.
Очевидно, что институт уполномоченного по правам человека может эффективно работать только в условиях четкого функционирования органов государственной власти, основанной на принципах демократии, сменяемости и понимания роли уважения и соблюдения прав человека и его достоинства в обществе.
А чтобы это случилось, уполномоченный по правам человека должен стать реальным коммуникатором между обществом и властью и донести до последних чаяния граждан, а не просто пассивно наблюдать за волнениями, происходящими в обществе и комментировать их для СМИ. Он обязан участвовать в поиске компромиссов между властью и обществом, отдавая при этом предпочтение интересам и правам общества.
Называя Уполномоченных по правам человека омбудсманом (что переводится как представитель прав и интересов человека) и оплачивая расходы на их содержание, общество ждет от них реальных действий, в том числе публичной деятельности, направленной на защиту прав человека.
Так случилось, что пятнадцатилетие закона об Уполномоченном по правам человека в РФ совпало с массовыми митингами недовольных результатами выборов в разных городах России. Они показали, что защитники прав человека тоже в растерянности. Их не слышно и не видно. А жаль.
p.s.
Редакция журнала «Европейский омбудсман» поздравляет всех уполномоченных по правам человека в России с 15-летием закона об Уполномоченном по правам человека в РФ и приглашает их к дискуссии, разговору со своим народом через наш журнал.