АиФ Нижнее Поволжье, выпуск 17 (778) от 22 апреля 2009 г.
Адрес статьи: http://np.aif.ru/issues/778/21_01?print
В (Волгоградском) регионе на учёте состоят 3134 неблагополучные семьи.
Финансовый кризис увеличит количество сирот. 100 детей в 2008 году были «немедленно отобраны» у родителей в связи с угрозой их здоровью, рассказала уполномоченный по правам ребенка в Волгоградской области Нина Болдырева.
«Немедленно отобраны» — это термин соцслужб, крайняя мера, когда промедление действительно может стоить ребёнку жизни. Вопрос лишения родительских прав мам и пап-садистов решается годами. Дети «пересиживают» это время в реабилитационных центрах и приютах.
Не хочу быть его сыном»
Но порой и приёмная семья не становится надёжным убежищем. Сейчас у всех на слуху дело об убийстве и изнасиловании семилетней Вики Быковой в Михайловском районе области. Её приёмная мать Елена Агеева сейчас находится в следственном изоляторе. Ей предъявлено обвинение за нанесение девочке тяжких побоев, из-за которых ребёнок погиб. Приёмный отец Сергей Агеев находится под подпиской о невыезде. Обвинение по статье «Изнасилование» ему не предъявлено. Нет доказательств, что сексуальные надругательства над ребёнком совершил именно он.
— Этот случай показал необходимость ужесточить проверки приёмных семей, — считает уполномоченный по правам ребёнка Нина Болдырева. -В Волгоградской области пока не создана достаточная система подготовки граждан к тому, чтобы принять ребёнка в семью. В органах соцзащиты сформирована группа подготовки семейных воспитателей и патронатных семей, но уровень подготовки, судя по «семейным воспитателям» Агеевым, недостаточен. А опекунов и усыновителей вообще никак не готовят. Детей тоже надо готовить, как вести себя в приёмной семье, к кому обратиться за защитой. Погибшую девочку Вику вообще нельзя было отдавать в приёмную семью: её только забрали из родной, где ребёнок испытывал серьёзное давление. В регионе должно быть хотя бы одно учреждение, которое займётся психолого-педагогической и медико-социальной помощью детям. Предлагаю разместить такую службу в опустевшем детдоме, благо детей активно разбирают в патронатные и приёмные семьи.
Около 1400 человек ежегодно лишаются родительских прав в Волгоградской области. Корень семейного неблагополучия, считает Болдырева, в бедности населения региона. Здесь проживает 149 000 бедных семей с доходами ниже прожиточного минимума. В них воспитываются 206 000 детей. Безработица и финансовый кризис только усугубляют проблему. На учёте как «неблагополучные» сегодня состоят 3134 семьи в регионе: воспитывающиеся в них 4000 детей вскоре могут пополнить ряды социальных сирот.
— Редко, но бывает: звонит сам ребёнок и просит избавить его от горе-родителя, — рассказала Нина Николаевна. — Усыновлённый в трёхмесячном возрасте мальчик, будучи уже школьником, в 2006 году попал в больницу после избиения отцом. Отец отработал 100 часов обязательных работ. Потом их мать помирила. А в конце прошлого года мальчик позвонил сам: на этот раз отец жестоко избил мать и его 11-летнюю сестру. Сейчас по просьбе подростка решается вопрос об отмене его усыновления в отношении отца.
Бабуля продала жилье с внуками
Новый Жилищный кодекс тоже подкинул проблем. По нему собственник имеет право продать квартиру без согласия проживающих в ней родственников. Одна волгоградская бабушка продала квартиру, где проживали три её внука и их мама. Пенсионерка уверила регистрационную палату, что переселит детей в 14-дневный срок, на деле же всё оказалось не так. Был случай: папа продал жильё, в котором жили после развода его жена и дочь.
— Есть уже два судебных прецедента на сегодня, когда первая инстанция признала ничтожными такие сделки, — сообщила Болдырева. — Регистраторами должно быть взято под сомнение, когда продавец и покупатель что-то решают за зарегистрированных в квартире людей.
Ольга Поплавская