Уполномоченный по правам ребенка в Псковской области Наталья Соколова была замечена в ночном клубе на следующий день после похорон 15-летних Дениса и Кати, которые, по версии полиции, покончили с собой 14 ноября в поселке Красные Струги Псковской области. Видеобеседа с омбудсменом оказалась в открытом доступе.
Каждый имеет право на отдых. Но, так устроена жизнь, что отдых не каждого в обществе воспринимается исключительно как личная жизнь. К числу людей, личная жизнь которых вызывает интерес в обществе относятся политики, артисты и другие публичные деятели. Поэтому многие публичные люди тщательно скрывают свою частную жизнь и следят за своим поведением с точки зрения морали и этики. Но это удается, к сожалению, не всем.
Уполномоченный по правам ребенка в Псковской области Наталья Соколова была назначена на должность в 2015 году. До этого она работала помощником действующего губернатора области, возглавляла региональный штаб молодежного политического движения «Молодая Гвардия», затем, в течении шести лет работала заместителем главы города Пскова и депутатом городского представительного органа — Думы. В этот же период работала заместителем руководителя Псковского регионального исполкома всероссийской политической партии «Единая Россия» по агитационно-пропагандистской работе (АПР).
То есть, она была достаточно публичным человеком. Поэтому, когда ее назначили Уполномоченным по правам ребенка, должна была знать, что ее деятельность, в том числе частная жизнь, будет находиться под прицелом видео- и фотокамер журналистов, особенно в публичном пространстве. К числу таких публичных площадок относится, безусловно, ночной клуб, где на днях она была замечена и запечатлена с помощью видео.
В другой день, на нее, возможно, никто бы не обратил внимания, хотя, вряд ли так как Псков — небольшой город, и любая известная персона в ночном заведении вызывает естественный интерес посетителей. Уполномоченного по правам ребенка региона Наталью Соколову многие знают в лицо и, естественно, ее нахождение в ночном клубе в веселой компании с бокалом вина, на следующий день после того, как в Пскове в результате трагического инциденты погибли два школьника, вызвало еще больший интерес к ее персоне.
Вскоре видеокадры с омбудсменом оказались в распоряжении известной российской медикомпании Life.ru, которая, с присущей ей оперативностью, обнародовал их. В них Наталья Соколова отвечает на вопросы удивленного «оператора»: «Уместно ли ее веселье после гибели подростков?»
Другой возможно бы промолчал, чтобы не давать повода для дальнейшего диалога, но Наталья Соколова, отвечает честно. Правда, эта честность не делает ей чести как защитнику прав детей. По ее словам, она не видит ничего предосудительного в своем поведении. «В чем некорректность? Они что, погибли страшной смертью сами по себе?» — говорит Соколова. «Ну, вообще-то страшной», — отвечает собеседник. «Это был их выбор. Я уполномоченный, и что теперь? У нас что, траур по стране был объявлен?»
Произнесенные выше слова устами должностного лица, задачой которого является защита прав детей, шокировал многих. Кроме того, не мало тех, кто склонен считать, что трагедия в Псковской области случилась в том числе из за пассивности детского омбудсмена. Поэтому не удивительно, что после появления на портале Life.ru видеокадров, в сети развернулся диалог о морально-этических качествах детского омбудсмена. К разговору подключились даже политики. Как пишет Российское информационное агентство «URA.Ru» зампред комитета Госдумы по безопасности, член ЛДПР Дмитрий Савельев, который считает, что уполномоченный по правам детей, позволяющий себе веселиться в ночном клубе на следующий день после похорон подростков, новость о трагической гибели которых вызвала резонанс на всю страну, не должен находиться на такой должности.
«Наталья Соколова должна хорошо подумать, на своем ли она месте находится, — завил депутат. — Человеку, который на следующий день после такой трагедии веселится в ночном клубе и не видит в этом ничего странного, не стоит браться защищать права детей. А то, что Наталья Соколова объясняет трагедию выбором самих детей — то есть, фактически, их виной — это совершенно чудовищно».
По словам Савельева, ответственность за поступки несовершеннолетних в любом случае несут взрослые, и в случае с Денисом и Катей вмешательство неравнодушного профессионала как раз могло бы предотвратить трагедию. «Но Наталья Соколова не появилась на месте событий, — отмечает парламентарий. — Она не пыталась, хотя бы через Интернет, поговорить с ребятами. Она не оказала как специалист по работе с детьми помощь полиции, хотя это было прямым ее долгом: в доме были вооруженные, озлобленные — но дети! Отчаявшиеся дети, которых никто не успокоил и никто не защитил», — приводит слова депутата «URA.Ru» .
Списывать случившуюся трагедию на самих погибших подростков, на общее смятение и какие-то там рамки полномочий, по мнению депутата, это верх цинизма. «На самом деле речь идет об обыкновенном равнодушии и наплевательстве, о том, как человек себе представляет работу по защите детей: просто перекладывание бумажек и перепихивание этих самых полномочий, которых у Натальи Соколовой было более чем достаточно! — поясняет зампред комитета Госдумы. — Если она не считает нужным этими полномочиями пользоваться, ей нужно уступить место тому, кто отнесется к этой важнейшей работе и с ответственностью, и с душой».
История с ночным приключением Уполномоченного по правам ребенка в Псковской области Натальи Соколовой еще раз показала, что регионам пора всерьез задуматься о кандидатурах на такую важную должность как Уполномоченный по правам ребенка и уполномоченный по правам человека. Эти должности не должны быть синекурой для продвижения по карьерной лестнице приближенных к власти лиц. Омбудсмен должен на деле, а не на словах, разделять основополагающие принципы гуманизма и уважать морально-этические общественные нормы.
В законе «Об Уполномоченном по правам ребенка в Псковской области» есть норма, согласно которой при вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания: «Клянусь защищать права ребенка, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом Псковской области, законодательством области, справедливостью и голосом совести.». Аналогичная норма имеется также в соответствующих законах, регулирующих деятельность детских омбудсменов в других субъектах РФ. В этой норме не хватает, кажется, слов относительно морально-этического поведения уполномоченного.
А может пора задуматься о принятии специализированного этического кодекса для государственных правозащитников, который будет частью трудового договора, которая заключается с ними при назначении на должность?