Когда в 2007 году Московская городская дума выступила с законодательной инициативой о запрете упоминания национальности, вероисповедания, расы тех людей, которые стали жертвами преступлений, совершили преступление или подозреваются в совершении преступления, то практически вся либеральная часть российского общества отвергла ее, как говорится, с порога.
С тех пор прошло более 4-х лет, но тенденции раскола в нашем обществе, которые были причиной появления законодательной инициативы столичных депутатов, только усилились. Средства массовой информации продолжают разжигать межэтническую и межрелигиозную рознь, а корпоративная этика, за редким исключением, у журналистского сообщества отсутствует.
Напомню, что противники законодательной инициативы Мосгордумы отвергли ее, ссылаясь на то, что она ограничивает свободу слова. Они мотивировали это тем, что аналогичные проблемы нельзя регулировать законодательными запретами. Также говорилось, что само журналистское сообщество должно создавать внутренние правила, а закон о СМИ нуждается в целостной доработке. Прошло несколько лет, а закон о СМИ так и не изменился; журналистское сообщество не выработало внутренние правила, а многие средства массовой информации продолжают разрушать духовность и ценности российского общества.
В качестве главной «ценности» подается золотой телец, а робкие призывы к различению добра и зла высмеиваются. Целым нашим поколениям внушали и продолжают внушать, что культура и история народов России, их вклад в достижения человечества ничтожны, что в их прошлом нет ничего, чем можно гордиться и что должно указывать нам ориентиры на будущее. Российское общество целенаправленно пытаются довести до состояния, в котором люди будут проклинать судьбу за то, что не родились там, «за бугром». Кому – то нужна именно такая Россия, которой можно только пугать добропорядочного западного обывателя. В сознании огромной части людей Запада Россия — все еще непонятная, отсталая восточная страна, о которой знают только то, что там добывают нефть и газ.
Еще в 2008 году, на гражданском форуме, Дмитрий Медведев, задавшись вопросом, — почему нас все еще опасаются, сам же ответил: «… зачастую им просто неясно, куда движется Россия…».
С тех пор практически ничего не изменилось. В том, что в России сегодня растут ксенофобские настроения, огромная «заслуга» средств массовой информации. На одном из своих семинаров Сергей Петрович Капица в сердцах сказал: « Думаю, что если когда-нибудь будет суд над нашей эпохой, то СМИ отнесут к преступным организациям. Ибо то, что некоторые из них делают с общественным сознанием – и в нашей стране и во многих других странах, — иначе квалифицировать нельзя».
В жизни человека, нации, государства наступают такие моменты, когда надо действовать решительно. В этих случаях выбор не всегда может удовлетворить всех. Часто такой выбор сводится к выбору меньшего зла. Я убежден, что законодательный запрет на упоминание национальности, вероисповедания и жертв и подозреваемых в преступлениях — именно такой выбор.
Традицией якобы либеральной части нашего общества стало доведение до абсурда самой хорошей инициативы или идеи. Последний пример тому – обсуждение поправок в закон об НКО. Если спокойно и здраво рассудить, то нельзя не признать, что любое уважающее себя государство имеет право себя защищать. И почему, если организации выполняют политические заказы, поступающие из других государств, финансируются ими, об этом не имеют права знать остальные граждане?
Россия – цивилизация, обладающая богатейшей культурой, имеющая свою ценностную систему и, что особенно важно в наше время, – огромный опыт совместного проживания людей разных национальностей и вероисповеданий.
Российская цивилизация – результат взаимопроникновения культур сотен народов. В ее рамках научились уживаться вместе народы разных традиций и культур. Сегодня только сверхнаивные люди могут не понимать, что, когда СМИ разжигают межнациональную, межрелигиозную вражду, то бьют по самому основанию российской государственности, российской цивилизации. Нет у нас времени ждать, пока наше журналистское сообщество выработает внутренние этические правила, иначе мы рискуем остаться без единого государства.
Пора предпринимать решительные шаги, чтобы не было ни у кого возможности и желания вмешиваться в наши внутренние дела. Поэтому считаю, что необходимо в законодательном порядке запретить называть национальность потерпевших и правонарушителей.
Предвижу, что противники этой инициативы опять будут разглагольствовать о святости свободы слова. Но свобода слова не должна разрушать, она должна созидать. И когда на наших глазах граждан одной страны бесцеремонно делают врагами друг другу, мы обязаны и само общество должно предпринять меры, чтобы прекратить распространение зла.
Нурди Нухажиев, Уполномоченный по правам человека в ЧР,
председатель комиссии по правам человека
Общественного совета СКФО