журнал о правах человека и деятельности национальных учреждений по их защите
Деятельность омбудсманов
Справочная информация
Исследования
Правозащитный дайджест


Ссылки на сайты Уполномоченных
Омбудсмен о вопросах трудоустройства осужденных

Уполномоченный по правам человека в Архангельской области Любовь Анисимова

Уполномоченный по правам человека в Архангельской области Любовь Анисимова уже на протяжении ряда лет поднимает вопрос, в том числе на федеральном уровне, о совершенствовании законодательства в сфере привлечения к труду и оплаты труда лиц, осужденных к отбыванию наказания. Поэтому, когда появляется та или иная инициатива на эту тему, она считает своим долгом принять участие в дискуссии.

С 2010 года в России реализуется Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года, предполагающая создание правовых и организационных условий для изменения существующей системы исправительных учреждений. На смену ныне существующим должны прийти 2 основных вида учреждений – тюрьмы (общего, усиленного и особого режимов) и колонии-поселения (с обычным и усиленным наблюдением). Модели этих учреждений должны быть разработаны на основе стандартов Европейских пенитенциарных правил (2006 г.) с учетом требований безопасности общества, а также необходимости реализации целей исправления осужденных. Надо отметить, что одним из основных положений этих правил является предоставление осужденным возможности «включения в полезные занятия», но не обязательный труд на производственных объектах.

Между тем международные стандарты обращения с осужденными, такие, как Европейские пенитенциарные правила (2006 г.), помимо «включения в полезные занятия» предусматривают и «трудовую деятельность осужденных», однако рассматривают труд в местах лишения свободы как «позитивный элемент внутреннего режима» и запрещают применять его в качестве наказания. Отдельно подчеркивается, что осужденные должны получать за свой труд справедливое вознаграждение.

В то же время в качестве одной из задач Концепция определяет изменение идеологии применения основных средств исправления, использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных и дополнение системы поощрений, создание справедливой и контролируемой системы мотиваций осужденных к законопослушному поведению. При этом в сфере трудовой деятельности предполагается, во первых — разработка новых принципов привлечения к труду осужденных, во-вторых – оптимизация системы оплаты труда осужденных в целях повышения возможностей компенсации ущерба потерпевшим от преступлений и государству, обеспечение работающим осужденным гарантий, связанных с их трудовой деятельностью и др.

Вместе с тем развернувшаяся в последнее время дискуссия в обществе: среди правозащитников, профессионального сообщества, законодателей по проблеме трудовой занятости и оплате труда лиц, отбывающих наказание, ведется, по словам омбудсмена, в полном отрыве от указанных официальных документов.

— Так, в материалах газеты «КоммерсантЪ» поднимается достаточно сложная и болезненная тема: трудоустройство осужденных и размер оплаты их труда. При этом приводится информация, что депутатом Госдумы А. Хинштейном подготовлены поправки к Уголовно-исполнительному кодексу РФ, позволяющие трудоустроить на предприятиях любых форм собственности вдали от исправительных учреждений более 40 тыс. осужденных из колоний-поселений и осужденных к принудительным работам. «КоммерсантЪ» сообщает, что руководство Федеральной службы исполнения наказаний поддерживает эту инициативу, — пишет Любовь Анисимова.

По мнению омбудсмена, подготовленные поправки по сути вводят в обиход новую форму трудоустройства осужденных: на различных предприятиях вдали от колоний, где они отбывают наказание. Если сейчас осужденные имеют право трудиться на производствах исключительно в пределах исправительных учреждений, то депутат предлагает позволить осужденным работать «в местах привлечения к труду в другой местности», но в пределах одного субъекта РФ, на предприятиях любых организационно-правовых форм. Действие новой нормы предлагается распространить на осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях, и на лиц, осужденных к принудительным работам (по данным ФСИН на 2015 год, в 128 колониях-поселениях отбывают наказание 39 414 человек).

— Вопрос с жильем для «командированных» осужденных предлагается решать еще одной поправкой к УИК, которая позволит создавать «изолированные участки, функционирующие как колония-поселение за пределами исправительной колонии в целях трудовой адаптации осужденных».

В качестве примера приводится эксперимент, реализуемый на территории Республики Коми, где в 2013 году Жешартский фанерный комбинат принял на работу осужденных из ИК-31, находящейся в в 51 км от предприятия (за два года на комбинат устроились 178 человек). Предприятие взяло на себя затраты по оборудованию общежития, а управление ФСИН — организацию охраны и оплату питания осужденных. При этом ежедневный доход осужденных составил 670 руб., тогда как в среднем по учреждениям ФСИН этот показатель не превышает 218 руб.

«В целом бизнес заинтересован в привлечении малооплачиваемой рабочей силы»,— подтвердил «Ъ» член генсовета «Деловой России» Антон Степанов, добавивший, что заключенные смогут претендовать главным образом на низкоквалифицированную работу. «Мы проводили исследования: работники предприятий не очень хотят трудиться вместе с теми, кто отбывает наказание,— рассказал господин Степанов.— С другой стороны, предприятия и не доверят работу на сложных и дорогих станках или аппаратуре людям, которые не имеют необходимых навыков».

«Инициатива правильная, но только если заключенным дадут возможность добровольно выбирать работу,— заявил «Ъ» руководитель правозащитного проекта «Гулагу.нет» Владимир Осечкин.— В противном случае речь идет о восстановлении экономической модели ГУЛАГа, когда за счет низкооплачиваемого или вовсе бесплатного труда возводились все главные стройки СССР». В связи с этим правозащитник предложил, чтобы отдельные нормы трудового законодательства были распространены и на работающих в условиях неволи граждан.

«Разговоры о трудовой адаптации — лукавство,— еще более категорична сотрудник экономического факультета МГУ Олеся Костенко, занимавшаяся исследованием экономики ФСИН.— В колониях-поселениях, как правило, оказываются люди, которые не совершили тяжких преступлений и которые имели какие-либо профессиональные навыки. Если, к примеру, бухгалтеру или врачу дадут лопату месить цемент, он, напротив, растеряет полученные на воле навыки и после освобождения будет никому не нужен». По мнению эксперта, речь может идти, по сути, о легализации «рабского труда», поскольку «людей планируется отдавать бизнесу для извлечения прибыли».

«Поддерживая необходимость обеспечения условий для трудовой занятости осужденных, мы не можем согласиться с идеей привлечения в бизнес «малооплачиваемой рабочей силы», – считает Л. Анисимова. Уже сегодня оплата труда осужденных регламентируется во многом нормами Трудового кодекса Российской Федерации, однако нарушений в этой сфере более, чем достаточно, это и нарушение продолжительности рабочего времени; и отсутствие нормирования в отношении значительной части выполняемых работ, что приводит к произвольному начислению зарплаты; и установление в отдельных случаях завышенного, а порой – и заведомо невыполнимого планового задания; и работа без оформления трудоиспользования (так называемый «добровольный отказ от оплаты за работы в производственном секторе»).

«А между тем в России зарплата осужденных – это единственный источник выплаты компенсации ущерба лицам, пострадавшим в результате преступлений; различных алиментных обязательств. Таким образом, поддерживая подобные подходы, мы поддерживаем перераспределение вновь созданной стоимости в пользу предпринимателей, а вовсе не лиц, пострадавших в результате совершения преступлений, перед которыми у осужденных имеются обязательства по возмещению нанесенного ущерба; а также несовершеннолетних, нетрудоспособных и престарелых граждан, перед которыми у осужденных имеются алиментные обязательства. Поэтому считаем, что подобные инициативы требуют более широкого обсуждения и более детальной проработки», – считает Л.Анисимова.




Последние новости
Европейский Союз объявил 25 февраля об очередной, десятой по счету, санкции против российских физических и юридических лиц. На этот раз в число лиц, которым запрещен въезд в страны ЕС, вошла Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова.
Правовое регулирование деятельности: Закон об уполномоченном парламента 1967 г. и Законе об уполномоченном службе здравоохранения... Read More »
Биография
Международная федерация журналистов (IFJ) сообщила о немедленной приостановке членства Союза журналистов России (СЖР) в организации в связи с "действиями, противоречащими принципам и целям Федерации", сообщили РИА Новости.
В начале августа 2022 года Совет авторитетной организации Международный институт омбудсмена (IOI) отменил членство федерального омбудсмена России Татьяны Москальковой по требованию омбудсменов ряда стран.
Представители ряда авторитетных структур Совета Европы выступили совместным заявлением накануне годовщины так называемой специальной военной операции России в Украине
Парламент Армении ищет нового Защитника прав человека (омбудсмена), после того как спустя год работы досрочно ушла в отставку с этой должности Кристине Григорян
Единственная дорога, по которому проходит автодорога, соединяющая Армению и Арцах с 12 декабря 2022 года перекрыт и контролируется, по сообщениям официального Баку, так называемыми экологическими активистами
Президент России Владимир Путин 21 февраля обратился с посланием к Федеральному Собранию, выполнив, таким образом, требование конституции страны
Депутаты поддержали кандидатуру Петра Перевезенцева, отметив его заслуги работы в партии, общественно-политической жизни края, открытость для диалога и готовность работать на благополучие региона и его жителей