Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов выступил с критикой внесенного в Государственную Думу законопроекта Министерства юстиции РФ об уточнении понятия «политическая деятельность» для НКО. Уточнение касается пункта 6 статьи 2 Федерального закона«О некоммерческих организациях».
Соответствующее предложение по изменению законодательства об НКО-«иностранных агентах» омбудсман направил в Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Он также призвал представителей гражданского общества принять активное участие в публичном обсуждении практики применения указанной нормы и ее последствий.
На сайте омбудсмена напоминается, что еще 5 декабря 2014 года на встрече Президента Российской Федерации с региональными уполномоченными по правам человека Александр Шишлов озвучивал свое критическое отношение к правоприменительной практике так называемого «закона об иностранных агентах». По его словам, фактическое применение законодательства об НКО часто приводит не к наведению порядка, не к защите суверенности, а к давлению на некоммерческие организации — эффективно работающие, нужные людям, но неудобные отдельным представителям власти… «Мы, к сожалению, часто видим, что активная гражданская позиция, позиция правозащитников, наталкивается на непонимание и на наклеивание ярлыков нелояльности, оппозиционности: «пятая колонна», «иностранные агенты», – отмечал в своем выступлении в кремле омбудсман Санкт-Петербурга.
Александр Шишлов считает, что внесенные 19 февраля 2016 года в Государственную Думу предложения Минюста об уточнении понятия «политическая деятельность» для НКО могут еще больше затруднить работу некоммерческих организаций и создать дополнительные препятствия в реализации конституционных прав на объединение, на участие в управлении делами государства, на свободу мысли, слова и распространения информации.
Уполномоченный уверен, что наилучшим способом решения проблем, возникших у правозащитных организаций в связи с применением так называемого «закона об иностранных агентах» стала бы его полная отмена. Но в связи с тем, что столь «радикальный» подход в настоящее время не рассматривается, петербургский омбудсмен, исходя из практики применения законодательства об НКО-«иностранных агентах», предлагает внести в него ряд существенных изменений.
Так, в частности, при рассмотрении вопроса об уточнении понятия «политическая деятельность», Уполномоченный предлагает применить тот же подход, что и в иных федеральных законах, ограничивающих право ряда субъектов (например, судей и государственных гражданских служащих) на занятие определенными видами политической деятельности, то есть сформулировать закрытый перечень запретов и ограничений, налагаемых на НКО, получающие иностранное финансирование. Такой перечень может включать запрет на финансирование и иные формы материальной поддержки политических партий, действующих в Российской Федерации, запрет на участие в выборах органов государственной власти и местного самоуправления и референдумах, проводимых в Российской Федерации, за исключением участия в контроле за проведением голосования.