На днях в Саратов съехались уполномоченные по правам человека из не менее семнадцати субъектов РФ, а также омбудсмены Таджикистана и Азербайджана, представители Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Совета Европы в Москве для участия в научно-практической конференции на тему: «Права человека — индикатор современного развития государства». Кроме того, здесь же намечалось проведение координационного совета омбудсменов субъектов РФ, входящих в Приволжский федеральный округ (ПФО).
Научно-практическая конференция была организована, согласно официальным сообщениям, федеральным омбудсменом РФ, омбудсменом Саратовской области и Саратовской государственной юридической академией (СГЮА) в честь 20-летия института уполномоченного по правам человека в России и в Саратовской области.
Первая часть мероприятия проходила в большом актовом зале СГЮА. За несколько минут до начала мероприятия многоместное помещение было заполнено до отказа приглашенными представителями органов власти, науки, общественных организаций, и, конечно, студентами вуза. В президиуме: зарубежные гости, ректор СГЮА, губернатор области, федеральный омбудсмен и модератор – омбудсмен Саратовской области Татьяна Журик.
Студенты для массовки
Очевидно, что такого плана мероприятия, тем более с международным статусом, большое событие для вуза и главного его компонента – студентов. Но каждый раз, когда спрашиваешь мнение студентов, то они как правило высказывают мнение, что их «загнали» на мероприятие. Студенты СГЮА не стали исключением. По крайней мере один из моих собеседников, студент-первокурсник, признался не очень довольным тоном, что он узнал о мероприятии перед лекцией по истории государства и права. Занятие было отменено, а их самих отправили в Большой зал на конференцию, не объяснив даже, чему она посвящена. Он даже впервые от меня узнал слово «омбудсмен». Возникает вопрос к руководству вуза: почему нельзя было сообщить студентам заранее (за несколько дней) о таком важном мероприятии и направлять туда именно тех, кому оно интересна с учебной точки зрения? По крайней мере на третьем курсе студенты-юристы точно уже имеют представление об институте омбудсмена из истории зарубежного государства и права, а также из конституционного права. Почему нельзя делать так, чтобы студенты чувствовали себя соучастниками столь важного мероприятия, а не выполняли роль массовки? Думаю осознанное посещение мероприятия такого уровне, где можно послушать живых омбудсменов-практиков и понимать особенности функционирования этого правозащитного механизма крайне важно для будущего юриста.
Практики – хорошо, а где ученые?
Конференция российских омбудсменов имела обозначение «научно-практическая». Это означает, что выступать на ней должны были как практики-правозащитники в лице омбудсменов, так и ученые, занимающие проблемами применения законодательства в сфере прав человека. На самом деле мероприятие выглядела следующим образом. Ее первая часть, как и полагается, включала в себе поздравления федерального омбудсмена, губернатора Саратовской области, представителей Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания от Саратовской области, международных организаций (Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, представителя Совета Европы в России), омбудсменов Азербайджана и Таджикистана.
Выступления федерального омбудсмена Татьяны Москальковой и омбудсмена Саратовской области Татьяны Журик касались особенностям деятельности уполномоченного по правам человека с выделением наиболее важных, по мнению выступающих, проблем. Они есть, но решаются благодаря взаимодействию с другими органами, говорили омбудсмены. В Саратове, например, продолжается реализация проекта Правозащитная карта Саратовской области, инициированного действующим Уполномоченным по правам человека в 2016 году.
Правозащитная карта – система мониторинга, проводимого Уполномоченным по правам человека в Саратовской области, в целях анализа ситуации с соблюдением прав граждан в муниципальных районах Саратовской области. Система мониторинга учитывает основные социально-экономические показатели и обращения граждан по 42 муниципальным районам Саратовской области. Статистические данные предоставляются Уполномоченному органами статистики, прокуратурой области, ГУ МВД России по Саратовской области, министерством занятости, труда и миграции, министерством здравоохранения, а также Уполномоченным по правам ребенка и Уполномоченным по защите прав предпринимателей. За основу взято 11 критериев: уровень преступности, уровень безработицы от трудоспособного населения; размер средней заработной платы; коэффициент рождаемости; коэффициент смертности; уровень ввода жилых домов; обращения граждан в адрес Уполномоченных по правам человека и ребенка, а также Уполномоченного по защите прав предпринимателей; удовлетворенные протесты, представления прокуратуры в адрес органов МСУ; обеспеченность населения врачами, число субъектов малого и среднего предпринимательства; коэффициент доступности дошкольного образования и др..
В зависимости от показателей районы ранжируются по местам, по группам и можно увидеть где в муниципальных районах ситуация требует внимания и усилий по улучшению со стороны органов власти и органов местного самоуправления.
Татьяна Москолькова придает особое значение критериям оценки нарушений прав человека. По ее инициативе скоро в Москве откроется Центр прав человека, который будет заниматься аналитической деятельностью. С его помощью будет найдены критерии для оценки нарушений «прав человека». По словам Татьяны Москальковой, выработанные критерии помогут научно обосновать комплекс мер по улучшению ситуации, а также предотвратить массовые нарушения прав человека, которые неоднократно наносили вред непреходящим ценностям. А пока, по ее словам, «несмотря на очевидные результаты в рассматриваемой области, нужно констатировать, что существует заметный разрыв между декларированием прав и свобод и их реальным воплощением в жизни. Права и свободы человека и гражданина действуют не по всей широте и полноте. Кроме того они достаточно часто нарушаются, а нередко нарушения прав принимают масштабный характер. При этом государство не в полной мере выполняет свою правозащитную функцию, а предпринимаемые в этой связи различными уровнями публичной власти меры зачастую рассогласованы и не последовательны, осуществляются в отрыве и без участия институтов гражданского общества».
Член Совета Федерации Людмила Бокова, а также председатель Саратовской областной Думы Иван Кузьмин рассказали о той роли, которую играет институт уполномоченного по правам человека в регионе в деле налаживания диалога между властью и обществом. Прокурор области Сергей Филипенко и депутат Государственной Думы Татьяна Касаева говорили, в принципе, о том же. Татьяна Касаева также проинформировала о разрабатываемом в законодательном органе страны законопроекте под названием «Кодекс прав человека». В этот новый нормативный правовой акт, основанный на главе 2 («Права и свободы человека и гражданина») Конституции РФ, будут систематизированы все законопроекты, регулирующие права человека в стране.
Председатель Общественной палаты Саратовской области Александр Ландо поделился с коллегами своим опытом работы в должности регионального омбудсмена. Он очередной раз повторил свою формулу успеха, выдуманную им почти двадцать лет назад, когда был избран омбудсменом области: «Омбудсмен – не должность, а состояние души». Говорил экс-омбудсмен также о важности взаимодействия омбудсменов с главами своих регионов. При этом примечательно, что близость самого Александра Ландо в то время с губернатором Саратовской области Дмитрием Аяцковым привела к тому, что тот в последний момент под натиском прокурора области отказался выдвигать на второй срок прославившегося (не только на уровне области, но и в масштабах России) своей критикой правоохранительных органов за нарушение прав человека омбудсмена. Сдал, как говорится, без оглядки — исходя из политической целесообразности. И этот дамоклов меч всегда весит над региональными омбудсменами. То есть за двадцать лет функционирования этого института, кажется, ничего не изменилось. При защите прав человека надо исходить из социально-экономического, а также международного положения страны.
Текст саратовского ученого оказался не первой свежести
Единственным выступившим на конференции действующим представителем науки стала экс депутат Саратовской областной Думы, а ныне директор института юстиции и заведующая кафедрой конституционного права, доктор юридических наук Мария Липчанская. На кафедре конституционного права, кстати, работал профессором Олег Миронов, который с 1998 по 2003 год работал Уполномоченным по правам человека в России. Он был первым, после принятия соответствующего федерального закона. Однако из ее выступления создалось впечатление, что она использует высокую трибуну не для представления своих научных изысканий в области прав человека, а для критики международных институтов. При этом, текст, который она озвучивала, был, мягко говоря, не первой свежести.