Нет законодательной нормы о том, что Уполномоченные по правам человека в регионах не имеют право заниматься политической деятельностью. Такая норма предусмотрена только для Федерального омбудсмена.
Тем не менее многие государственные защитники прав человека регионального масштаба – омбудсмены субъектов страраются держать дистанцию от политики, прекрываясь прямой нормой о том, что Уполномоченный не может быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.
Они, безусловно, понимают, что быть членом политической партии, заниматься политической деятельностью и защищать политические права граждан – это разные вещи. Но страх перед теми, кто их избирает и назначает на должность, страх быть уволенным и исключенным из властной системы оказывается намного сильнее, чем дискредитация самого института омбудсмена за его пассивность в защите политических прав граждан, которая из года в год происходит в стране.
Конечно, это касается не всех.
Последние события в двух самых крупнейших городах страны (Москве и Санкт-Петербурге) показали, как по-разному ведут себя омбудсмены в практически одинаковых ситуациях.
Как известно, в Москве и в Петербурге в сентябре 2019 года состоятся выборы в городские законодательные органы. В Санкт-Петербурге горожанам также предстоит выбрать главу города.
Но к выборам готовятся не только провластные партии и политики, но и те, которые недовольны деятельностью действующих городских властей. Власти осознают, что попадание представителей оппозиции во власть может всерьез осложнить их слаженную работу под единоначалием самой главной провластной партии — «Единая Россия», председателем которой является действующий премьер-министр Дмитрий Медведев. Поэтому они делают все, чтобы этого не случилось.
Первого мая в Санкт-Петербурге согласованный с властями города митинг за честные выборы (а на самом деле против поддерживаемого властью и «Единой Россией» кандидата) завершился избиением и задержанием десятков демонстрантов.
Одним из первых на ситуацию отреагировал омбудсмен Санкт-Петербурга Александр Шишлов. В тот же день на его официальном сайте появилось заявление, осуждающее действия правохранительных органов, которые применили силу против демонстрантов. Он назвал недопустимым нарушение конституционного права граждан на мирные митинги. В выступая 22 мая перед депутатами городского Заксобрания он предложил провести парламентское расследование «по факту нарушения права граждан на свободу мирных собраний» в ходе первомайского шествия.
Спустя почти три месяца аналогичный митинг состоялся в Москве. На нем представители оппозиции, недовольные тем, что они с помощью фальсификаций подписных листов не были допущены к выборам в городскую думу, выдвинули ряд требований к властям, в том числе – допуск всех к выборам, пригрозив в противном случае собраться вновь через неделю у здания мэрии столицы. Представители правоохранительных органов наблюдали за происходящим, но все завершилось без эксцессов. Власть проигнорировал требование демонстрантов. Спустя неделю представители оппозиции, как и обещали, вновь собрали своих сторонников на митинг, но на этот раз без санкции властей. Росгвардейцы, называемые в народе космонавтами из-за своего особого обмундирования, пресекли путь демонстрантов к мэрии. Начался разгон участников митинга и случайных прохожих с других улиц и скверов в центре города с помощью дубинок. Что же касается организаторов митинга, то они еще до начала митинга были изолированы от своих сторонников и размещены в места лишения свободы.
Более тысячи человек были задержаны, в том числе благодаря применению жесткой силы.
Многими правозащитниками действия правоохранительных органов были названы чрезмерно жесткими. Осудили подавление московского митинга также ряд международных организаций.
На этом фоне недоразумением выглядит глухое молчание омбудсмена Москвы Татьяны Потяевой: спустя два дня после указанных событий на официальном сайте московского омбудсмена самой главной «новостью» оставалось сообщение о ее награждении «Орденом Дружбы» по Указу Президента России Владимира Путина.
Примечательно, что жесткий разгон митингующих в Москве остался вне информационной повестки также и федерального омбудсмена — Татьяны Москальковой. Одной из главных новостей на ее официальном сайте за несколько дней до митинга (и столько же дней после митинга) также оставалось сообщение ее пресс-службы о награждении государственной наградой московского омбудсмена. «Уверена, что накопленный профессиональный и жизненный опыт, неукоснительное следование принципам законности и справедливости будут и впредь служить Вам прочным фундаментом в решении сложных правозащитных задач. Желаю дальнейших успехов в Вашей трудовой деятельности», — написала Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова своей коллеге Татьяне Потяевой.
Судя по тому, что Уполномоченный по правам человека в городе Москве не отреагировала на известные московские события, где были нарушены политические права избирателей столицы, перед ней не стоит задача защитить политические права москвичей и гостей столицы. Особенно, если они вступают в противоречие с проводимой в стране политикой.