На почту редакции «Европейский омбудсман» поступило информационное письмо за подписью пресс-секретаря правозащитного центра «Мемориал» Юлии Климовой. «Добрый день! Для ознакомления — сообщение Правозащитного центра «Мемориал» «Закон об уполномоченном по правам человека в Чечне
противоречит Конституции России». В качестве ссылки был указан электронный адрес: (http://www.memo.ru/2011/07/28/2807111.html). Как следует из информации, опубликованном по вышеуказанному адресу, председатель «Комитета против пыток» Игорь Каляпин обратился к Генеральному прокурору Российской Федерации Юрию Чайке и прокурору Чеченской Республики Михаилу Савчину с просьбой принять необходимые меры для приведения Конституционного закона ЧР «Об Уполномоченном по правам человека в Чеченской Республике» в соответствие с федеральным законодательством.
Пока наши эксперты изучали указанный закон, в редакцию поступило сообщение из аппарата омбудсмана Чеченской Республики. Оно было озаглавлено наоборот: «Закон о чеченском омбудсмене не противоречит Конституции России».
В нем пресс-служба чеченского омбудсмена опровергал информацию о противоречии Закона об Уполномоченном по правам человека в Чеченской Республике Конституции России.
По словам руководителя аппарата Уполномоченного по правам человека в ЧР Умара Джумалиева, Конституционный закон Чеченской Республики «Об Уполномоченном по правам человека в Чеченской Республике» постоянно совершенствовался и давно уже приведён в соответствие с федеральным законодательством.
По словам Умара Джумалиева, председатель «Комитета против пыток» Игорь Каляпин использовал непроверенную информацию и поэтому поспешил с выводами.
— Конституционный закон Чеченской Республики «Об Уполномоченном по правам человека в Чеченской Республике» постоянно совершенствовался. В частности, в статью 11 и ч.2 статьи 23 КЗ ЧР «Об Уполномоченном по правам человека в Чеченской Республике» были внесены соответствующие изменения Конституционным законом Чеченской Республики от 30 декабря 2008 года, №4-РКЗ «О внесении изменений в Конституционный закон ЧР от 08.06.2006 года, №-1РКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в ЧР», — сказал У.Джумалиев.
Джумиалиев также подчеркнул, что в Чечне представительная власть уже несколько лет не называется народным собранием, а Конституционный закон Чеченской Республики «Об Уполномоченном по правам человека в Чеченской Республике» с участием Прокурора ЧР, правового управления Президента ЧР, Парламента ЧР давно уже приведён в соответствие с федеральным законодательством.
— Скорее всего, Каляпин ссылается на старый Закон и не знает, что в него были внесены соответствующие изменения в 2006, 2008, 2009 , 2010 и 2011 годах. Есть такие информационные системы как «Консультант Плюс» и «Гарант», которыми должен пользоваться любой заурядный юрист. Там все эти изменения, внесенные в Конституционный закон Чеченской Республики «Об Уполномоченном по правам человека в ЧР», отражены. Более того, хотел бы напомнить, о несовершенстве федерального закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», который далеко не соответствует сути этого института. И это понятно, ведь дело это в России новое. Так, в частности, федеральный Уполномоченный по правам человека не имеет до сих пор права на законодательную инициативу. В последние годы идет серьезная дискуссия о путях совершенствования законодательства об институте уполномоченного по правам человека. Региональные уполномоченные выдвинули на эту тему ряд очень интересных и серьезных предложений, — отметил Умар Джумалиев.
Как следует из сообщения пресс-службы омбудсмана, руководитель аппарата чеченского омбудсмена считает, что ПЦ «Мемориал» и его рупор «Кавказский узел», МРОО «Комитет против пыток» часто публикует сырую, непроверенную, а порой и не соответствующую действительности информацию. И обращение Игоря Каляпина к Генпрокурору РФ — из этого ряда. По его мнению, методы работы вышеназванных организаций не оставляют места для взаимодействия с ними.
— Ни со своими коллегами из других правозащитных организаций, ни с правоохранительными органами, ни с государственными органами власти они не просто не в состоянии находить общие знаменатели, а природа этих организаций не терпит такого сотрудничества. А вся эта шумиха с обращением к Генпрокурору России — не что иное как самопиар. И составлено оно только с одной целью – засветиться в информационном поле, — отметил Умар Джумалиев.
Мы отправили данное сообщение в ПЦ «мемориал» и МРОО «Комитет против пыток» с целью получить комментарий от них.