Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин обратился к прокурору Иркутской области с просьбой разобраться в ситуации с массовым увольнением работников Байкальской целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК). Валерий Лукин отметил: «Решение о сокращении было принято в период, когда идут консультации о дальнейшей судьбе комбината и Байкальска. Не исключено, что такими действиями внешний управляющий пытается оказать давление на участников переговоров».
«Работников БЦБК можно уволить, а служба занятости должна найти им работу». Примерно так звучит ответ из Прокуратуры Иркутской области на обращение Омбудсмана.
В письме из прокуратуры, поступившее в аппарат иркутского Омбудсмана говорится, что областная прокуратура провела проверку по его обращению. Проверяющие установили, что 5 июля 2012 внешний управляющий БЦБК издал приказ о сокращении 1621 работника. В документе был обозначен предполагаемый срок высвобождения сотрудников – 2 месяца с момента ознакомления сокращаемых работников. Однако этот срок не соответствует требованиям Трудового кодекса, в соответствии с которым работодатель должен за три месяца сообщить в органы службы занятости населения и выборному органу первичной профсоюзной организации о грядущем массовом высвобождении работников. В связи с этим нарушением по требованию службы занятости населения приказ от 5.07.2012 был внешним управляющим отменен. Однако 12.07.2012 был издан новый приказ о сокращении штата работников и их увольнении по истечении трех месяцев. Об этом были уведомлены органы службы занятости населения и профсоюзы. Однако в нарушение Трудового кодекса в соответствии с приказом от 12.07.12 было принято решение о сокращении должностей, занимаемых беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими детей в возрасте до 14 лет, а также временно нетрудоспособными работниками. На момент проверку прокуратуры на БЦБК работало 44 женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком или беременные, 54 женщины имеют детей до трех лет. В связи с этим прокурор Слюдянского района направил предостережение в адрес внешнего управляющего БЦБК о недопустимости увольнения работников, не подлежащих сокращению по Трудовому кодексу.
Прокурор Иркутской области Игорь Мельников в своем ответе Уполномоченному по правам человека отметил, что решение о сокращении штата работников относится к исключительной компетенции работодателя, прокуратура не вправе вмешиваться в деятельность предприятия в части проверки целесообразности проводимых сокращений. Однако, чтобы обеспечить соблюдение трудовых прав работников БЦБК прокуратура региона предложила службе занятости населения Иркутской области взять на контроль ситуацию с предстоящим массовым увольнением работников, принять меры по их дальнейшему трудоустройству и созданию новых рабочих мест. Игорь Мельников подчеркнул, что соблюдение законности при проведении сокращения работников БЦБК находится на контроле прокуратуры Иркутской области.