СМИ и политики часто пишут и говорят о самобытности России. Очевидно, что это понятие относится только к народу. Поскольку, когда изучаешь действия органов власти, особенно на уровне субъектов, то порой остается только удивляться, куда девается у них та самая самобытность. Почему их действия так похожи друг на друга, особенно в вопросах понимания прав и свобод человека и механизмов их защиты. Почему, когда они не могут или не хотят решать какой-то вопрос, то пускают его по «штрафному» кругу, как в биатлоне.
В последнее время политически активная часть Новосибирска горячо обсуждает вопрос создания на территории области института Уполномоченного по правам человека. Уже подготовлен соответствующий законопроект, который должен регулировать его деятельность. У него, как и у любого документа, находящегося на этапе создания, есть недостатки. Но, по всей вероятности, дело не в отсутствии или в качестве указанного нормативного правового акта, а в отсутствии политической воли у органов власти области. По всей вероятности, законодательное собрание области и губернатор пока не пришли к единому мнению в вопросе об актуальности учреждения должности регионального омбудсмана, или отсутствует «нужный» кандидат на должность.
К сожалению, через это прошли многие субъекты Российской Федерации. Последним в этом списке стало Оренбуржье, 65-й по счету регион России, где региональные органы власти наконец осознали, что «омбудсман» — это не выдумка правозащитников, а важное звено в системе политических коммуникаций области. Возможно, им стало понятно, что в условиях нарастающего недовольства граждан своим социально-экономическим положением Уполномоченный по правам человека будет способствовать диалогу между обществом и властью. И таким образом снимать накал страстей.
В Новосибирской области, по всей вероятности, пока нет такого понимания. Поэтому созданный для продвижения института Омбудсмана в Новосибирской области Координационный совет не нашел ничего другого, как принять решение предложить председателю Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ Михаилу Федотову включить вопрос о развитии института уполномоченного по правам человека в программу выездного заседания Совета по развитию общественных институтов, которое состоится в Барнауле 26-27 сентября 2011 года. Как передают СМИ, предложение принято. Таким образом, Совету придется думать над сугубо региональным вопросом.
Зная политические взгляды Михаила Федотова, который является сторонником развития демократических институтов в России и, ознакомившись с последними решениями, которые были приняты Советом за последнее время, не трудно догадаться, что его решение по данному вопросу может быть только положительным.
Сегодня, очевидно, что граждане проживающие в тех субъектах Российской Федерации, где нет института Уполномоченного по правам человек формально ущемлении в реализации своих прав в части механизмов их защиты. Очевидно, например, что жители Саратовской области, где еще в 1999 году был избран Уполномоченный по правам человека или жители соседней с Новосибирской областью регионов, входящих в Сибирский федеральный округ, в числе которых: Кемеровский, Томский, Омский области и Алтайский край имеют больше шанса добиться справедливости, чем жители Новосибирской, Тульской, Тюменской областей, Республик Марий Эл и еще четырнадцати субъектов РФ, которым органы избранным ими власти не предоставляют право иметь Уполномоченного для защиты своих прав.
Правда, в какой-то мере вызывает опасение, когда должность омбудсмана появляется тогда, когда тот или иной чиновник высшего ранга остается без работы и должность омбудсмана становится своего рода синекурой.
С этой точки зрение жителям Новосибирской области остается только надеяться, что осенью у них появится не только положительная рекомендация Совета Михаила Федотова, но и высокопоставленный чиновник, которого необходимо будет отправлять на заслуженный отдых, а потом, трудоустраивать. Звучит все это, конечно, иронично. Но в создавшихся условиях это самый прямой путь к успеху.
Но, а дальше, Уполномоченному по правам человека в Новосибирской области, не останется ничего, кроме как стать действующим механизмом защиты прав и свобод жителей области. К счастью в России немало примеров, когда чиновник, «получивший» должность Уполномоченного по правам человека за свои былые заслуги, на глазах у изумленных властей становился настоящим переговорщиком и защитником прав граждан. А может быть и жителям Новосибирска повезет.