Две недели назад в редакцию «Евро-омбудсмана» поступил материал за подписью Уполномоченного по правам человека в Свердловской области Татьяны Мерзляковой. Назывался он «Конфликт инспектора ГИБДД и киргизского атташе может и должен быть разрешен мирно».
К сожалению, этот материал по каким-то причинам не был опубликован в нашем журнале. Недавно, листая вновь старые, неопубликованные материалы (это обычная редакционная практика), я еще раз перечитал его и понял, что произошло недоразумение. Такой материал должен быть опубликован, поскольку история, о которой пишет Татьяна Мерзлякова и ее оценка произошедшему событию — образец мастерства омбудсмана. Настоящий омбудсман должен быть таким — рассудительным и непредвзятым.
Впрочем, судите сами:
«На новостных лентах ряда информационных порталов в последнее время появились сообщения о том, что в Екатеринбурге ранним утром атташе Консульства Киргизии, находясь в состоянии алкогольного опьянения, проехал перекресток на запрещающий сигнал светофора и не остановился по требованию инспекторов ДПС. На автомобиле был установлен государственный регистрационный знак, относящийся к номерам дипломатических представительств.
Эта история вышла за рамки банального конфликта и превратилась в одну из самых обсуждаемых в Интернете.
Я внимательно слежу за развитием этого конфликта с участием атташе консульства Киргизии. Смотрела видеозапись, сделанную репортерами информационного агентства «Ночных новостей» и размещенную в Интернете, беседовала с консулом Киргизии Г.Б. Норматовой, с прокурором Свердловской области Ю.А. Пономаревым, с начальником областного ГИБДД Ю.А. Деминым, с министром международных и внешнеэкономических связей Свердловской области А.В. Харловым, с представителем МИДа РФ С.Л. Хваном. Однако вынести однозначную оценку на основании тех сведений, которые имеются в моем распоряжении, я не могу. И очень хотела бы призвать всех, кого беспокоит судьба представителя службы ГИБДД и тех, кто поддерживает киргизского атташе, прежде всего, быть благоразумными.
Я полагаю, что правых в этом конфликте нет, а кто виноват больше, надо разбираться, а не судить, поддаваясь эмоциям.
Не исключаю того, что буду понята неправильно, не встав грудью на защиту сотрудника ГИБДД, которого посмел обидеть киргизский атташе. Но ведь мы не видели того, как и почему возник конфликт, мы верим запущенному в сеть Интернет утверждению, что атташе был пьян, проехал на красный сигнал светофора, не подчинился требованиям сотрудника ГАИ и вел себя агрессивно.
Для меня пока слова представителя ГИБДД заслуживают такого же доверия, как и слова сотрудника кыргызского консульства. На сделанной репортерами видеозаписи оба участника конфликта взаимно «вежливы». Не знаю, что нарушил консул, это предстоит выяснить, а вот сотрудник ГИБДД скорее всего действовал не совсем правильно. И во многом поэтому ситуация развивается так неблагоприятно. Может, конечно, не знал, как поступить, увидев дипломатические номера. Но знать был обязан.
Нравится нам это или нет, но консульские должностные лица обладают личной неприкосновенностью. И ссылки атташе на Венскую конвенцию о консульских сношениях правомерны. Он действительно не только имел право, но и не должен был покидать свою машину. Консульские сотрудники и члены их семей не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.
Значит ли это, что представители иностранных государств могут безнаказанно нарушать законы принимающего их государства? Совсем нет и консульской конвенцией это тоже оговорено. Все лица, пользующиеся привилегиями и иммунитетами, обязаны без ущерба их привилегий уважать законы и правила государства пребывания.
Если киргизский атташе действительно грубо нарушил правила дорожного движения, его поведение представляло угрозу для окружающих, то машину необходимо было заблокировать, вызвать представителя консульского учреждения, немедленно поставить в известность о случившемся дежурного. Учитывая дипломатический статус лица, не устраивать разборки один на один, тем более не опускаться до оскорблений.
В том случае, если бы вина молодого человека была доказана, а сотрудник ГИБДД действовал бы правильно, то Кыргызская Республика могла лишить своего сотрудника дипломатического иммунитета, либо Российская Федерация могла требовать высылки атташе из страны.
Но случилось то, что случилось. В широко растиражированном ролике я вижу молодого атташе, которого намного физически превосходящий сотрудник ГИБДД обвиняет в насилии. Подъехавшая бригада «Ночных новостей» сходу встает на сторону правоохранителя и с пристрастием допрашивает, именно допрашивает провинившегося, на их взгляд, дипломатического работника. Атташе отвечает недипломатично, обращаясь на «ты» к человеку старше его, к тому же находящемуся при исполнении своих обязанностей.
Еще раз говорю, Я не знаю, кто виноват. Но мне стыдно за всех участников этой сцены. Еще более стыдно и даже страшно читать гневные отклики на лентах новостей. Давайте учиться уважать друг друга и соблюдать международные правовые документы, принятые Российской Федерацией.
Единственное, чего бы мне сегодня хотелось – добиться примирения сторон. Надо выходить из этой некрасивой ситуации достойно, не оскорбляя и унижая друг друга, и тем более, не ломая друг другу судьбу. Возбуждение уголовного дела против сотрудника ГИБДД слишком суровое наказание за данный проступок. Я понимаю, почему у представителей нашей общественности, это вызвало такой протест.
Не с целью поиска виновных, а с целью примирения я намерена пригласить на встречу все заинтересованные стороны и очень надеюсь, что представители Генерального консульства Кыргызстана в г. Екатеринбурге и Управления ГИБДД по Свердловской области примут это приглашение. Поскольку ситуация вызвала большой общественный резонанс, непременно направлю приглашение и сообществу автомобилистов.
Я надеюсь, что мы извлечем соответствующие уроки и забудем об этом конфликте.
Татьяна Мерзлякова, Уполномоченный по правам человека Свердловской области».
К сожалению, нам не известно, чем закончилась это история. Но для «Евро0омбудсмана», освещающего деятельность национальных учреждений по правам человека, важна позиция омбудсмана, стремящегося к примирению сторон. Именно в этом состоит суть института омбудсмана во всем мире.