В апреле 2014 году Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин покинул свою должность, которую он занимал 10 лет, а в сентябре 2016 года стал членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации как представитель от исполнительного органа государственной власти Тверской области. Он остался также президентом паралимпийского комитета России, который занимал 1997 года путем переизбрания один раз в четыре года.
Нам не известно сколько раз за эти два с половина года он выдвигал свои законопроекты, как субъект законодательной инициативы, но представленный им 2 апреля 2019 года законопроект на имя председателя Государственной Думы Владислава Володина можно назвать неприятным сюрпризом для представителей СМИ.
Экс-омбудсмен предлагает внести изменения в статьи 29 и 30 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (по вопросу проведения фото и видеосъемок в помещении для голосования) с целью ограничения возможностей фотографирующих и снимающих журналистов на избирательных участках.
В представленном законопроекте предлагается дополнить дополнительными пунктами статьи 29 и 30 упомянутый выше закон, расширяющими полномочия председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии. Новый подпункт в статью 29 дает право руководству избирательных участков определить место, откуда можно произвести фото- и видеосъёмку. А дополнительный подпункт в статью 30 запрещает представителей СМИ производить фото- и видеосъемку, без предварительного уведомления председателя, его заместителя или секретаря соответствующей комиссии.
Примечательно, что в пояснительной записке к законопроекту автор законопроекта значительно расширяет круг лиц, которые должны быть уведомлены относительно проведения фото- видеосъемок. Кроме председателя, его заместителя или секретаря участковой комиссии в список включены также член комиссии с правом решающего и совещательного голосов, кандидатов, зарегистрированных данной либо вышестоящей комиссией, их уполномоченных представителей по финансовым вопросам, доверенных лиц, уполномоченных представителей доверенных лиц избирательных объединений, список кандидатов которых зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, кандидатов из указанного списка, членов, уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума. При этом, по словам автора законопроекта, производимая фото- и видеосъемка не должна создавать препятствий в работе соответствующей комиссии, не должна нарушать конфиденциальность персональных данных, а также положения законодательства РФ, устанавливающие ограничения доступа к информации. С этим никто не спорит. Но Владимир Лукин считает, что фото- и видеосъемка может производиться только с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии. То есть, он предлагает передать право руководству избирательного участка самому определить границы свободы СМИ на конкретном избирательном участке. Если учесть, что многие председатели избирательных комиссий на дух не переносят свободу СМИ на вверенных им избирательных участках, то можно не сомневаться с какими фантазиями они решат этот вопрос.
По всей вероятности, многоопытный Владимир Лукин, который не один год находился на дипломатической работе, намерен свести работу представителей СМИ в избирательных участках к протокольной работе во время выхода политиков к прессе: 5 минут для протокольных съемок в пределах красного ограничительного каната.
Автор законопроекта отмечает, что в настоящее время правоприменительная практика свидетельствует об отсутствии единого подхода к ведению в помещении для голосования фото- или видеосъемки. В качестве примера, он называет два субъекта – Саратовскую и Костромскую области, законодательство которых предусматривает право лиц, имеющих присутствовать при голосовании и подсчете голосов избирателей, на неограниченное ведение фото- и видеосъемок. В пользу ведения фото- и видеосъемок без ограничения говорит также ссылка на рекомендации ЦИК РФ, указанных в Рабочем блокноте участковой избирательной комиссии, одобренного протоколом заседания ЦИК от 14 сентября 2011 №32-1-6.
Из него следует, что «Наблюдатели и иные лица, которые в соответствии с нормами федерального законодательства имеют право присутствовать при подсчете голосов вправе открыто вести фото- и видеосъемку процесса голосования, процедуры подсчета голосов избирателей, не допуская при этом нарушения тайны голосования и контроля за волеизъявлением избирателей, а также контроля за участием гражданина РФ в выборах». Вместе с тем, он голословно подчеркивает, что существуют многочисленные примеры, когда действия по ведению в помещениях для голосования фото- видеосъемки оцениваются избирательными комиссиями как вмешательство в их законную деятельность, с привлечением граждан к административной ответственности.
Казалось бы, что действующий в настоящее время нормы способствуют проводить выборы гласно и открыто, в том числе благодаря обеспечению права представителей СМИ вести фото- и видеосъемки. Однако Владимир Лукин, ссылаясь на эти примеры предлагает совершенно другой путь для обеспечения открытости – создание специальной зоны для СМИ, заведомо поставив под сомнение свое намерение, как субъекта законодательной инициативы, способствовать открытости и гласности избирательного процесса, и соблюдению прав его участников.
Все это выглядит особенно странным на фоне его многочисленных докладов, которые он готовил, будучи Уполномоченным по правам человека в России. В них он всегда стоял на защите прав представителей СМИ.
Было бы интересно знать, что думает по поводу законодательной инициативы Владимира Лукина его преемник в должности Уполномоченного по правам человека в России, а ныне председатель Центрального избирательного комитета России Элла Памфилова. Хотя, нетрудно догадаться.
Постфактум: Сенатор Владимир Лукин отозвал для доработки законопроект, ограничивающий права наблюдателей и СМИ на съемку в помещениях для голосования на избирательных участках, сообщает издание Znak.com 9 апреля 2019 года.