Почему областные социально ориентированные НКО не заботятся о своем имидже?
По данным регионального управления Минюста РФ, на территории Саратовской области зарегистрировано более трех тысяч некоммерческих организаций. Опрос общественного мнения показывает, что о них граждане в целом имеют крайне смутное представление. Одной из причин этого является неумение или нежелание НКО рассказать внятно о своей деятельности. Другими словами, «пиарить» себя.
Известно, что слово «пиар», это аббревиатура английского слова «паблик релейшнз» (PublicRelations). «PR» переводится как связи с общественностью. В литературе это понятие представляется как «управленческая и аналитическая деятельность, направленная на изучение отношения общественности к той либо иной услуге, бренду или организации с целью установления взаимовыгодных, гармоничных отношений, от которых зависит успех функционирования организации».
Активное использование этого слова в российском политическом лексиконе в «лихие 90-е» в качестве способа продвижения на политическую арену порой негодной продукции придало слову «пиар», конечно, несколько негативный оттенок. Тем не менее, практика показывает, что сегодня без PublicRelations никуда не только политикам и коммерческим структурам, но и НКО.
Очевидно, что связи с общественностью должны стоять во главе угла для любой общественной некоммерческой организации. Особенно сегодня, когда государство, после изрядного трепания нервов российских НКО с целью обнаружения в их рядах иностранных агентов, вдруг коренным образом изменило свое отношение к деятельности некоммерческих организаций. Тех, кто жертвуя своим временем, заботится о стариках и детях, об инвалидах и обездоленных, следит за прозрачностью выборов и этикой госчиновников и делает многое другое, способствуя таким образом развитию гражданского общества в стране.
В конце марта 2010 года Минэкономразвития обратилось к НКО, которые специализируются на решении различных социальных проблем и развитии гражданского общества, с вопросом: «Если вы получите дополнительное финансирование своей работы в размере 1 млн рублей, как это скажется на результатах вашей деятельности?» Анализ полученных ответов показал, что, помимо снижения социальной напряженности, это могло бы принести прямой бюджетный эффект, сокращение расходов государства.
Цифры говорят
Сегодня в стране разработана специальная программа по финансированию проектов социально ориентированных НКО (СО НКО). К началу реализации указанной программы вклад российских волонтеров в ВВП страны составлял 14,5 млрд рублей. По мнению некоторых аналитиков, если доля волонтеров среди экономически активного населения России достигнет уровня современных развитых государств, таких как США, Австралия, Германия, Бельгия и другие, общий вклад российских волонтеров в ВВП страны будет эквивалентен 100 млрд рублей в год. Если мы достигнем уровня стран-лидеров по этому показателю – Швеции, Новой Зеландии, Нидерландов, Великобритании, Австрии, стоимость года работы волонтеров составит 200 млрд рублей. А объем благотворительных пожертвований в России – порядка 45 млрд рублей в год. Это в 4-6 раз меньше, чем в современных развитых странах. Как выглядит по этим параметрам наша область, которая нас интересует больше всего, неизвестно. К сожалению, такой анализ в регионе до сих пор не ведется.
В текущем году, в рамках указанной программы, из федерального бюджета на эти цели была выделена, можно сказать, астрономическая сумма – более двух с половиной миллиардов рублей. Почти 3 млн из этой суммы достались 10 саратовским СО НКО.
Саратовская область, в свою очередь, является участником программы финансовой поддержки СО НКО на условиях софинансирования из бюджетов субъектов и федерального бюджета. В текущем году на эти цели областным СО НКО было выделено 18 млн рублей. Получателями грантов стали 54 СО НКО.
А где результат?
После это возникает резонный вопрос: «А где результат?» Отчитаться перед грантодателем – это одно. А перед обществом – другое. СО НКО, конечно, не кирпичный завод, продукцию которого можно посчитать поштучно. Но это и не ЖКХ, где не сходятся дебет с кредитом. Многие граждане исправно платят за оказываемые им услуги, которые во многих случаях трудно назвать услугами. Работу СО НКО можно видеть. Вопрос в том, насколько заявившее о себе СО НКО готово показать плоды своих трудов. Разве можно отрицать ту работу, которую делает, например, Саратовская региональная общественная организация здоровья и трезвости во главе с Наталией Корольковой, или акции благотворительного фонда САВВА с Ольгой Коргуновой? Нет, конечно. А кустовые форумы в муниципальных образованиях Елены Резеповой? Все это примеры активной социально ориентированной работы. На самом деле таких организаторов и организаций в Саратове и в муниципальных образованиях достаточно. Просто у многих нет разумной информационной политики.
Все зарегистрированные на территории области НКО разные как по своей организационно-правовой форме, так и по форме собственности. Это общественные, автономные, религиозные организации, профсоюзы, национально-культурные автономии и объединения, добровольческие и волонтерские организации. Есть НКО, учредителями которых являются государственные органы, и есть организации, которые учреждены отдельными гражданами или группой, выражаясь юридическим языком, физических лиц.
Разный также уровень их активности. Есть заводные, многофункциональные, деятельность которых на виду, есть скромные, которые тихо бесшумно делают свою работу. Наряду с ними есть и такие, которые имитируют социально полезную деятельность. Среди трехтысячной армии саратовских НКО достаточно и тех, которые существуют лишь на бумаге и не ведут никакой деятельности, установленной уставом. В результате искажается представление граждан о ресурсах и возможностях некоммерческого сектора на территории области.
Анализ интернет-ресурса с точки зрения определения степени освещенности деятельности областных СО НКО, получивших субсидию за свои проекты в текущем году, показал, что из 54 НКО лишь 21 имеет свой сайт. При этом у пяти из них даже на собственных сайтах нет информации об их проектах, тем более о реализации последних. Единственное упоминание в Интернете о многих проектах, ставших победителями на областном конкурсе, — список, в котором указаны все победители. А ведь средства получены как компенсация потраченных НКО средств. Получается, что целый год эти организации что-то делали, но о них никто не знал. Все узнали после того, как был обнародован список участников областного конкурса, а затем и победителей. Странно. Правда в Комитете общественных связей и национальной политики области, который проводит конкурс, не находят ничего в этом странного, считая, что НКО дорожат своими авторскими правами.
Такая закрытость, безусловно, не может не вызывать нарекания со стороны общественности. Очевидно, что Положение о порядке определения объема и предоставления субсидии на возмещение затрат социально ориентированным некоммерческим организациям, связанных с реализацией общественно полезных (социальных) проектов, нуждается в серьезной доработке относительно информационной открытости процесса реализации проектов, представляемых на конкурс. Закрытые НКО не могут претендовать на грант из государственного бюджета. Это наши деньги, и мы вправе знать, как они были потрачены. Это противоречит также антикоррупционному законодательству.
НКО и СМИ
Очевидно, что для продвижения своих идей некоммерческими организациями крайне плохо используется такой ресурс как СМИ. Большинство НКО, разумеется, хотят, чтобы СМИ информировали общественность об их деятельности. Это и правильно, поскольку общественная организация без общества — это нонсенс. Очевидно, что информационная стратегия НКО, определяющая, как и зачем организация контактирует со СМИ, а через них и с населением, – не роскошь. На сегодняшний день это важнейший ресурс развития НКО.
НКО-сообществу области следует задуматься о своем имидже в целом. Если НКО действительно преследует социально ориентированные цели, тем более претендует на получение бюджетных денег, то она просто обязана быть информационно открытой. Руководителям таких организаций следовало бы поставить перед собой вопрос: «Известно ли обществу о нашей деятельности вообще?» Очевидно, что в круговороте дел многим некогда подумать об этом. В условиях постоянной нехватки средств часто нет возможности тратиться на издание информационных материалов об организации, на зарплату специального сотрудника по связям с общественностью и СМИ и вообще на собственное продвижение в информационном пространстве.
Многие считают: если наша целевая группа, например, родители детей с инвалидностью, про нас знает, этого достаточно, задача по информационному обеспечению деятельности решена. Это большая ошибка. Потребности развития организации заставляют постоянно искать средства к существованию, спонсоров и волонтеров. А помогать – делами или деньгами – люди соглашаются, как правило, тем, кому доверяют, кого знают.
Интернет-ресурсов, где можно заявлять о СО НКО, на самом деле, много. Например, сайт Общественной палаты или сайт газеты «Глас народа». Есть общефедеральный интернет-портал для НКО. С Нового года Агентство по развитию региональных социально правовых коммуникаций «Диалог» также готовится к запуску информационного портала «Открытый Саратов: форум социально ориентированных НКО и бизнеса». На нем планируется освещать деятельность областных НКО и социальные бизнес-проекты. К этой работе будут привлечены студенты кафедры экономической социологии, рекламы и связей с общественностью Саратовского государственного социально-экономического университета. Для студентов это будет практика, а для СО НКО и бизнеса — возможность дополнительно информировать общество о своей социально ориентированной деятельности.
Надо понимать, что добиться доверия общества к НКО очень сложно. Нужно пройти определенный путь, завоевать это доверие конкретными делами, и потом – уже добившись каких-то результатов – постараться не потерять завоеванные позиции. Повышению авторитета и значимости НКО мешает и их разрозненность. В основном каждый сам по себе, каждый решает какие-то локальные задачи. Нет координатора.
В какой-то мере эту функцию могла бы взять на себе Общественная палата области, в рамках которой следовало бы создать реестр СО НКО и провести «День открытых дверей». Если его организовать на должном уровне, с привлечением СМИ, то жители получат возможность узнать о деятельности тех, кто готов прийти им на помощь.
Но встречается и другая крайность. Часто НКО во главу угла изначально ставят противопоставление себя власти. Это становится вроде как правилом хорошего тона. Мне кажется, это неправильно.
Всем нам наобходимо найти точки соприкосновения. Ведь власть – это не что-то виртуальное, это люди, которые живут рядом, и с этими людьми всегда можно понять друг друга и делать сообща что-то важное и нужное.
//Газета «Глас народа» №48 от 24 декабря 2013 года.