Двенадцатый по счету визит представителей Комитета Совета Европы по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания в Чеченскую Республику России оказался скандальным и интригующим. Доклад Комитета еще не обнародован, а стороны уже выражают недоумение.
Поездка европейских инспекторов в Чеченскую Республику проходила с 28 ноября по 4 декабря 2017 года. Она стала для них первой после нашумевшей публикации «Новой газеты» о пытках и убийствах лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, проживающих на этой северокавказской территории России. Напомним, что после этой публикации в Чечне побывала Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москолькова, которая не нашла подтверждений фактам, указанным журналистами.
Состав европейской делегации был внушительным. В него входили второй вице-президент Комитета Марк Келли (глава делегации), члены Комитета Виктор Захария, Элвин Алиев и эксперт судебной медицины, заведующая отделом университетской больницы хорватского города Сплита Мария Финиси-Гоянович.
Перед экспертами стояла задача рассмотреть обращения лиц, лишенных свободы со стороны республиканской полиции, а также изучить эффективность расследования заявлений о жестоком обращении с задержанными лицами сотрудниками правоохранительных органов.
В ходе визита делегация встретилась с заместителем председателя Следственного комитета Российской Федерации Борисом Карнауховым и старшими представителями Главного следственного управления Следственного комитета Северо-Кавказского федерального округа. Комиссия также изучила некоторые конкретные жалобы и сообщения граждан о незаконном задержании и жестоком обращении со стороны сотрудников правоохранительных органов Чеченской Республики.
Перед поездкой в Чеченскую республику члены европейской делегации также встретились с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Татьяной Москальковой. Кроме того, провели консультации с представителями неправительственных организаций, действующих в областях, представляющих интерес для Европейского комитета.
Однако, на следующий день после прибытия европейской делегации в Чеченскую Республику, омбудсмен региона Нурди Нухажиев выступил с заявлением о том, что «Делегация ЕКПП не настроена на конструктивный диалог и объективную работу в Чеченской Республике»,- заявил он.
По словам чеченского омбудсмена, еще при встрече накануне в аэропорту города Грозный, «мы вместе с представителем администрации Главы и правительства Чеченской Республики, МВД по ЧР, руководителем моего аппарата, пресс-службой, дружелюбно и гостеприимно встречали гостей. В беседе с главой делегации, Марком Келли, мы выразили надежду, что они будут реализовывать свой мандат без политики и предвзятости. Более того, для создания условий конструктивной и объективной работы, Главой Чеченской Республики Рамзаном Ахматовичем Кадыровым дано поручение всем органам власти и ведомствам оказывать делегации полное содействие. При встрече мы договорились, что они посовещаются и на следующий день объявят программу своего визита. Однако, буквально сразу по прибытии в гостиницу, делегация резко изменила свои планы, отказалась взаимодействовать с представителями органов власти, а также и с государственным институтом правозащиты.
— Мы крайне удивлены поведением и подходами европейских коллег к осуществлению своей деятельности. Данное обстоятельство наглядно свидетельствует о том, что в планы делегации изначально не входило сотрудничество. Им нужно было как можно громко заявить о своем визите и, сославшись на какие-то вымышленные причины, с шумом покинуть республику. Иного объяснения такого поведения делегатов у меня нет, — заявил чеченский омбудсмен.
Вместе с тем, омбудсмен отметил, что ему «хочется верить, что это всего лишь мои предположения и возникшее недопонимание будет улажено в ходе пребывания столь внушительной европейской делегации в республике. Если наши предположения верны, то уверен, что никакого конструктивного диалога, взаимодействия и, как итог, объективных результатов от их деятельности на территории Чеченской Республики мы не ожидаем».
Чеченский омбудсмен отметил, что «методы работы делегации ЕКПП не должны носить шпионский характер, напротив, они должны быть настроены на конкретный и весьма серьезный продуктивный разговор с местными органами власти и правозащитниками.»
— О том, какова истинная цель визита делегации, мы, я так полагаю, узнаем в ближайшее время. Если делегаты ЕКПП прибыли в республику якобы оказывать содействие в восстановлении нарушенных прав граждан, то нет никакой необходимости вести себя подобным образом. Серьезные организации и их представители должны вести себя соответствующе, как и положено в цивилизованном мире. Если официальные представители правозащитной организации отказываются от взаимодействия с официальными органами власти и, самое главное, с государственным институтом правозащиты, то как они собираются оказывать помощь людям в восстановлении своих прав? Все это говорит о том, что изначально перед этими людьми поставлены совершенно другие задачи, нежели правозащитные, — отметил Нурди Нухажиев.
За шесть дней работы европейские инспекторы посетили около десяти учреждений правоохранительной и пенитенциарной системы. Среди них: временный следственный изолятор (ИВС) МВД республики в городе Аргун, ИВС полицейского управления № 1 в Грозном (Ленинский район), полицейский отдел № 2 в Грозном (Заводской район), Шалинский районный отдел внутренних дел, казармы полицейского полка специального назначения патрульно-постового полка имени А. Кадырова МВД Чеченской Республики, СИЗО №1 и Республиканское судебно-медицинское бюро в городе Грозный.
В конце визита и в соответствии с обычной практикой делегация обсудила основные выводы визита на конфиденциальной встрече со высшими должностными лицами МВД России с участием Федерального омбудсмена России Татьяны Москальковой.
Однако после этой встречи в российских СМИ появились официальное сообщение со ссылкой на Уполномоченного по правам человека в России, из которого следовало, что делегация Европейского комитета против пыток посетила Чечню и не нашла подтверждений того, что на территории республики совершались внесудебные казни, о которых сообщали СМИ.
«Заместитель председателя Европейского комитета против пыток встречался здесь со мной. После этого он выехал в Чеченскую республику, там со всей командой они были в тех отделах полиции, о которых было написано в прессе, что там удерживались люди», — сказала Т. Москалькова журналистам.
«Они не нашли подтверждений внесудебных расправ», — добавила она.
Недовольная таким заявлением Татьяны Москальковой, пресс-служба Европейской комиссии против пыток распространила опровержение ее слов. В нем говорится, что комментарий Федерального омбудсмена России вводит в заблуждение и не должен рассматриваться как отражающий результаты инспекционной поездки ЕКПП в Чеченскую Республику.
Также из заявления ЕКПП следовало, что предварительные выводы делегации вскоре будут переданы в письменной форме правительству России, а полный отчет о поездке европейских инспекторов будет представлен в установленном порядке.
А нам остается только ждать появления доклада Комитета против пыток и понять, чем отличаются правозащитная деятелность омбудсменов России и международных институтов, функционирующих в рамках единых норм о защите прав и свобод человека.