Никакой сенсации. Символично лишь то, что глава Совета по правам человека при Президенте России (СПЧ) Михаил Федотов заявил об этом на родине первого Президента России Бориса Ельцина, который стоял у истоков учреждения этого института в России, — в Екатенинбурге.
Это заявление, с одной стороны, не стало сенсацией, так как ранее Михаил Федотов уже заявлял о своем личном желании вернуть на эту должность бывшего омбудсмена Владимира Лукина, с другой стороны, не совсем ясно, когда этот коллегиальный орган определился со своей кандидатурой и уже отправил соответствующее обращение на имя Президента РФ Владимира Путина, если сам Михаил Федотов в настоящее время вместе с делегацией СПЧ находится в служебной командировке на Урале. При этом в СПЧ входят более 50 человек, а заседание Совета считается правомочным, согласно положению о нем, если на заседании присутствует не менее половины членов Совета. Решения Совета принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета. Если только заочно, так как при необходимости, по решению Совета может проводиться такое голосование.
Как говорится, каждый делает сенсацию так, как может. Главное, как заявил Михаил Федотов о Владимире Лукине: «Это человек очень авторитетный, это человек, пользующийся абсолютным доверием Президента, а это на должности уполномоченного по правам человека принципиально важно».
Как уже было отмечено, Владимир Лукин уже занимал должность Уполномоченного по правам человека в РФ два срока подряд: с 2004 по 2008 год и с 2009 по 2014 год. Избраться на третий срок подряд Лукину не позволял закон. Но после того, как занимавшая эту должность два года Элла Памфилова по предложению Президента РФ перешла на работу в Центральную избирательную комиссию России, у бывшего омбудсмена Лукина снова появилось законное право быть кандидатом для занятия своего старого кресла.
Напомним, что согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», «В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен Государственной Думой в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности…».
На самом деле, пока неизвестно, кого выдвинет сам Президент, так как в течение ближайших двух месяцев таких предложений к нему поступит более, чем достаточно. Хотя предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе. В конечном итоге будет избран тот кандидат, которого предложит Президент РФ, так как большинство депутатов Государственной Думы представлено партией «Единая Россия». Будет это Владимир Лукин, Александр Шишлов, Елена Тополева-Солдунова, чьи имена уже звучат в прессе, или известный политик Владимир Жириновский, которого, кстати, партия ЛДПР уже выдвигала в 2003 году на должность Федерального омбудсмена, покажет время. Тогда попытка депутатов утвердить уполномоченного по правам человека закончилась провалом. Были представлены 8 кандидатов. Из числа известных людей, кроме лидера ЛДПР Владимира Жириновского, в список кандидатов были включены также депутаты Государственной Думы Павел Крашенинников и Сергей Ковалев, а также бывший Уполномоченный по правам человека Олег Миронов, чьи полномочия как раз только-только закончилась. В течение двух часов кандидаты рассказывали о своих планах в случае избрания на должность, но никто из них не смог заручиться поддержкой большинства депутатов. Именно тогда появилась кандидатура Владимира Лукина, оставшегося без работы после провала на выборах его партии «ЯБЛОКО». Она была предложена Президентом Путиным и поддержана проправительственным большинством в Думе.
Кстати, когда в 2009 году кандидатура Владимира Лукина была предложена Президентом Дмитрием Медведевым на второй пятилетний срок, то за него, в знак протеста, отказались проголосовать депутаты от партий КПРФ и ЛДПР. Однако 349 голосов депутатов, представителей «Единой России» и «Справедливой России», было достаточно, чтобы он продолжил свою работу на второй пятилетний срок. Как будет на этот раз: поживем — увидим. Главное, что институт живет и продолжает развиваться.