Республика Хакасия стала очередным субъектом России, где институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей будет функционировать как самостоятельное юридическое лицо с рабочим аппаратом.
«Новый год с новым статусом», — написал на своей странице в Фейсбуке бизнес-омбудсмен Хакасии Василий Кудашкин, прикрепив ссылку на сайт правительства региона.
Правительственный сайт сообщает, что с нового года вступил в силу республиканский закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты с целью совершенствования института бизнес-омбудсмена этого региона.
В частности, закон об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия будет дополнен новой статьей 8 (2), который гласит, что для обеспечения деятельности Уполномоченного создается аппарат, который осуществляет правовое, организационное, информационное и иное обеспечение его деятельности.
Уполномоченный и его аппарат являются государственным органом Республики Хакасия, обладающим правами юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Республики Хакасия.
Уполномоченный имеет двух помощников (советников). Помощники (советники) Уполномоченного являются государственными гражданскими служащими Республики Хакасия, замещающими должности категории «помощники (советники)», относящиеся к главной группе должностей государственной гражданской службы Республики Хакасия.
Кроме того, в целях технического обеспечения деятельности Уполномоченного в штатное расписание аппарата могут включаться должности, не относящиеся к государственной службе.
Примечательно, что должность бизнес-омбудсмена в Хакасии появился восемь лет назад. Как работал все это время он работал без советников и технических работников, рассказал действующий бизнес-омбудсмен Василий Кудашкин: «Как и все регионы, где такое же положение: нам помогали юристы из аппаратов других уполномоченных республики» (в Хакасии так же функционируют институты Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребенка).
Следует отметить, что из 85 субъектов России, где учреждена должность уполномоченного по защите прав предпринимателей, более тридцати из не имеют своих аппаратов для полноценной работы и всестороннего рассмотрения обращения предпринимателей.
Проблема в том, что принятый 7 мая 2013 года Федеральный закон об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации не обязывает субъекты создавать должность бизнес-омбудсмена в качестве юридического лица с соответствующими атрибутами для ведения финансово-хозяйственной деятельности.
В Законе говорится лишь, что субъекты Российской Федерации могут учреждать должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в своем субъекте, которая является государственной должностью субъекта.
Соответственно, и финансовое обеспечение деятельности уполномоченного в субъекте РФ должно осуществляться за счет средств бюджета соответствующего субъекта.
Очевидно, что должность бизнес-омбудсмена, как и других омбудсменов в субъектах было создано для эффективного выполнения ими своих обязанностей. Но такая работа вряд ли может быть эффективной без наличия аппарата и соответствующих специалистов, знающих и понимающих специфику этого института.