На сайте Кремля опубликован Указ Президента Российской № 116 «Об утверждении членов Общественной палаты Российской Федерации». На самом деле, сформирована лишь четвертая часть Общественной палаты.
В президентском списке 40 человек. Такое количество членов ОПРФ требуется от главы государства по закону. Еще 85 будут делегировать общественные палаты субъектов Российской Федерации и 43 – общественные организации.
В новом президентском списке свои места в обновляемой Федеральной общественной палате сохранили всего 10 человек. То есть каждый четвертый из старого состава. Среди них известный кардиохирург, академик и лидер общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации» Лео Бокерия, директор Агентства социальной информации Елена Тополева, заместитель председателя научного совета ВЦИОМ Иосиф Дискин, певица Диана Гурцкая и еще шесть человек.
В списке Президента нет действующего секретаря ОПРФ Александра Бречалова, приход которого в ОПРФ по списку Президента в 2014 году многие связывали с улучшением эффективности Общественной палаты как всероссийской дискуссионной площадки.
Но, к сожалению, дискуссия получилась однобокая, в котором доминировало мнение Бречалова и его идеологических сторонников. ОПРФ стала превращаться в орган для тесных связей с властью и центром формирования общественного мнения для поддержки властных решений. Нет в списке также председателя общества «Офицеры России» Антона Цветкова, священника Всеволода Чаплина, политолога Сергея Маркова… Вместо них появились шахматист Сергей Карякин, президент Федерации художественной гимнастики Ирина Винер-Усманова, телеведущий Евгений Примаков и другие малоизвестные широкой общественности лица.
Негативно повлияло на репутацию уходящей Общественной палаты обнаружение нарушений, а затем обнародованное в прошлом году результатов государственных закупок, осуществленных аппаратом ОПРФ. Выяснилось, что тендер на подготовку доклада ОПРФ о состоянии гражданского общества выиграла некая компания, основным видом деятельности которой является пошив верхней одежды.
Отсутствие в списке Президента РФ членов ОПРФ нового состава 2017 года Александра Бречалова и ряда лиц и появление в нем много новых, но малоизвестных широкой общественности лиц, свидетельствует о том, что новая Общественная палата будет иная, менее склонная к публичным акциям и пиар-компаниям.
Впереди — формирование остальных частей ОПРФ. Возникает вопрос: станет ли ОПРФ образца 2017 года дискуссионной площадкой, где с уважением будут относится не только к мнению тех, кто считает себя сторонником власти, но и тех, кто находится в оппозиции к ней? Сможет ли непарламентская оппозиция, например, получить возможность обнародовать свои ответы на актуальные вопросы общества через площадку ОПРФ? Речь идет не о политических вопросах, а правовых, вытекающих из Конституции страны.
Очевидно, что в обществе существует запрос на формирование гражданского общества. В этих условиях ОПРФ должна стать флагманом, в том числе для региональных общественных палат, перед которыми стоят те же задачи.
Улучшение климата в ОПРФ зависит, безусловно, и от того, кого будут делегировать туда региональные общественные палаты. До сих пор, во многих случаях, это были люди, делегированные на федеральный уровень не из-за своей принципиальности и особого трепетного отношения к развитию гражданского общества, а из-за доверия к ним со стороны органов власти регионов.
В новых условиях важно, чтобы это были общественники, которые душой болеют за общественные интересы. Понимающие, что находятся в ОПРФ не для лоббирования, порой, сомнительных интересов своих регионов и замалчивания действий и бездействия региональных органов власти, не способствующих, а порой тормозящих, развитие гражданского общества, а наоборот, для проявления себя в качестве неустанного сторонника общественных ценностей, основанных на уважении и соблюдении прав и свобод человека.
Формирование нового состава ОПРФ совпало с приведением региональных законов в соответствие с федеральным законом «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации», вступившим в силу в 1 января 2017 года.
Новый закон сделал единообразной процедуру формирования региональных общественных палат. Теперь во всех субъектах срок их действия составляет три года. Одну треть членов делегирует глава региона, одну треть – законодательный орган, а вместе они формируют оставшуюся третью часть за счет кандидатур, представленных некоммерческими организациями субъекта.
Такая система формирования общественных палат существовала во многих субъектах и до принятия федерального закона. Сказать, что она идеальна и способствует попаданию в общественную палату только ярких представителей гражданского общества, не приходится. Органы власти всегда стремились делегировать в общественную палату своих субъектов тех общественников, которые абсолютно лояльны им. И при выборе третьей части членов ОП из числа представителей НКО представляющие власть общественники голосуют, как правило, за тех общественников, которые кажутся им такими же лояльными, как и они.
Если новый состав ОПРФ действительно заинтересован в развитии гражданского общества, в буквальном понимании этого термина, без каких либо исключений, и появлении дееспособных общественных палат в регионах, то она должна способствовать тому, чтобы процесс их формирования была демократичным, открытым и прозрачным.