журнал о правах человека и деятельности национальных учреждений по их защите
Деятельность омбудсманов
Справочная информация
Исследования
Правозащитный дайджест


Ссылки на сайты Уполномоченных
Спецдоклад Уполномоченного в Татарстане «О положении лиц без определенного места жительства и занятий»

ДОКЛАД
Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан.
О положении лиц без определенного места жительства и занятий. 3 ноября 2009 года.

В соответствии с принципами международного права в Конституции Российской Федерации провозглашено, что «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Для гармонизации отношений в обществе социальное государство должно обеспечивать равные условия и возможности для самореализации каждого члена общества. Однако в настоящее время представители отдельных групп населения фактически исключены из общественных отношений — семейных, профессиональных и других видов социально значимой деятельности. Речь идет о лицах без определенного места жительства.

Проблема бездомности не нова. К ней обращались не только специалисты-практики и ученые, но и классики отечественной и зарубежной литературы: Джек Лондон («Дороги»), цикл рассказов А.Чехова, М.Горький («По Руси»).

История этого явления в России показывает, что стратегии реагирования власти на проблему бездомности постоянно менялись.

Еще в конце XVII века в России была разработана программа социальных мер по ликвидации нищенства. Согласно указу предписывалось собрать всех бездомных и нищих, выделить нетрудоспособных и поместить в госпитали и богадельни или в монастыри.

С конца XVIII и на протяжении XIX веков строительство частных больниц и приютов для бедного населения утверждается как богоугодное дело, форма благотворительности дворянства и купечества.

Коренным образом социальная политика в отношении бездомных меняется после Октябрьской революции и Гражданской войны. Официально бездомность как социальное явление перестает существовать. Проживание без прописки и официальной работы (для мужчин трудоспособного возраста) с 30-х годов стало преследоваться как уголовно наказуемое деяние. Только в 90-е годы стало наблюдаться понимание властей, что принятие репрессивных мер в отношении бездомных является недостаточным для решения проблемы. Появились решения по организации медицинской помощи бездомным, стали открываться ночлежки, оказываться другие виды помощи.

Несмотря на это, и в настоящее время в отношении бездомных лиц остро стоят проблемы трудоустройства, медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения, выплаты пособий, реализации других гражданских прав.

Бездомность как социальное явление несет в себе угрозу безопасности и благополучию общества.

Общеизвестно, что бездомные лица — питательная среда преступности. Так, каждый третий прошедший реабилитацию в центрах социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан имел судимость.

С другой стороны, бездомные зачастую сами становятся жертвами преступных посягательств. Так, например, среди бездомных немало выпускников детдомов, интернатов. Причины этого заключаются в том, что, с одной стороны, по выходе из детских домов им не предоставляется положенное по закону жилье, а с другой стороны, в том, что, находясь в течение 18 лет под государственной опекой, они вступают в самостоятельную жизнь практически неподготовленными, утрачивают предоставленное жилье по разным причинам, в том числе в результате преступных посягательств.

Безусловно, для противодействия росту числа бездомных людей необходима эффективная система защиты прав граждан на жилье и установление ответственности государства за жилищную безопасность своих граждан. Необходимо принятие конкретных мер по предупреждению бездомности, повышение гарантий жилищных прав от преступных посягательств и тех, кто проживает в арендованном жилье и жилье, приобретенном по ипотеке.

Вместе с тем, по мнению Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, существуют и другие проблемы, которые требуют своего решения.

Одной из них является недостаточное развитие социальной инфраструктуры. Так, в государственной системе социальной защиты республики действуют три центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства, рассчитанных на 125 койкомест: г. Бугульма (25 койкомест), г. Набережные Челны (50 койкомест), г. Казань (50 койкомест).

В период пребывания в центре бездомным оказывается содействие в предоставлении мер социальной поддержки и назначении пенсий, прохождении медико-социальной экспертизы, восстановлении документов, удостоверяющих личность, трудоустройстве, в том числе временном, на рабочие места в центре и т.д. Вместе с тем принятые меры не всегда способствуют ресоциализации этих лиц. После пребывания в центре трудоспособные граждане, к сожалению, уходят обратно на улицу, ведь почти половина поступающих в центры социальной адаптации вели до этого бродячий образ жизни свыше трех лет. Значительное число клиентов выбывают из центров из-за нарушений правил внутреннего распорядка — распития спиртных напитков, самовольного отсутствия и т.д. Для таких людей бродяжничество становится сознательным выбором и образом жизни. Как говорил Мэр г. Москвы Ю.М.Лужков, такому бездомному можно дать жилье, обставленное мебелью из золота, но он все равно уйдет в подвал или на чердак.

В связи с этим представляется необходимой разработка государственной специализированной программы по поддержке лиц без определенного места жительства и занятий в период реабилитации, а также программы по переобучению, трудоустройству, восстановлению социальных связей с последующим отслеживанием их судьбы. В ней необходимо предусмотреть расширение сети социальных услуг для бездомных людей, а также способы их мотивации к общественно полезному труду, снятие социально-психологических барьеров в общении с окружающими людьми.

Усугубляет проблему бездомности ее латентность. На сегодняшний день имеются лишь отдельные количественные данные по тем или иным категориям бездомных: численность лиц, поступивших в центры социальной адаптации указанных лиц; численность бездомных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, и т.п. В свою очередь значительное количество лиц БОМЖ оказываются вне поля зрения государственных учреждений и общественных организаций. Исследователи проблемы отмечают, что до 95 процентов бездомных не обращаются в государственные структуры.

Поэтому важным направлением в работе по преодолению бездомности является учет лиц без определенного места жительства. Создание единой информационной базы данных позволит получить достоверные данные по бездомности и бродяжничеству, а также скоординировать действия всех ведомств и служб, занимающихся этой проблемой.

Нужно помнить, что бездомные — это тоже граждане Российской Федерации и статья 2 Конституции РФ обязывает государство соблюдать и защищать права и свободы всех граждан независимо от принадлежности к той или иной социальной группе.

Недавно (в июне с.г.) Российская Федерация ратифицировала Европейскую социальную хартию, устанавливающую дополнительные гарантии защиты социальных и экономических прав человека и гражданина. Однако обязательства, предусматривающие получение лицами без определенного места жительства полноценной медицинской и социальной помощи, не приняты. Это также ставит бездомных в социально уязвимое положение.

Анализ совокупности проблем бездомных людей позволяет сделать вывод о том, что усилий только государственных организаций по социальной адаптации и реабилитации лиц без определенного места недостаточно. Необходимо усилить межведомственное взаимодействие, привлечь к решению этой проблемы ресурсы общественных организаций, бизнес-сообщества.

Уполномоченный предлагает следующие меры, способствующие противодействию и профилактике проблемы бездомности:

Правительству Республики Татарстан:

— разработать учебные программы по подготовке сотрудников государственных структур в работе с лицами без определенного места жительства на принципах соблюдения прав человека при сохранении эффективности расходования бюджетных средств;

— решить вопрос о финансировании обследования лиц без определенного места жительства, относящихся к группе риска по ряду социально опасных инфекций, и проведении иммунопрофилактики;

— ввести систему грантов для реализации социального заказа по поддержке общественных организаций, занимающихся решением проблем лиц без определенного места жительства;

— разработать методику мониторинга ситуации по обеспечению прав граждан на жилье.

Депутатам Государственного Совета Республики Татарстан:

— принять республиканскую программу оказания помощи общественным организациям, работающим с лицами, попавшими в сложную жизненную ситуацию на территории республики;

— организовать проведение парламентских слушаний по этой проблеме.

Министерству здравоохранения Республики Татарстан:

— организовать обследование лиц без определенного места жительства на наличие инфекционных заболеваний, проведение иммунопрофилактики.

Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан:

— подготовить условия для создания экспериментальной площадки с целью внедрения комплексной программы по социальной адаптации лиц БОМЖ, в том числе для бывших осужденных, совместно с ГУФСИН России по Республике Татарстан.

Руководителям муниципальных образований:

— создавать рабочие места в населенных пунктах, где есть свободный жилищный фонд (в особенности в сельской местности), для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию;

— обеспечить трудовую занятость людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе на общественных работах в сфере коммунального хозяйства;

— организовать пункты приема и выдачи одежды (в особенности в крупных городах республики), куда люди могли бы бесплатно сдавать поношенные вещи, и раздавать их лицам БОМЖ;

— активизировать работу муниципальных образований по созданию маневренного жилищного фонда для граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Общественной палате Республики Татарстан:

— способствовать привлечению общественных организаций к работе с людьми без определенного места жительства и занятий, в т.ч. способствовать развитию волонтерского движения.

Средствам массовой информации:

— активнее проводить информирование населения о работе по оказанию помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, освещать опыт работы учреждений по профилактике бродяжничества и попрошайничества.

Уполномоченный по правам человека

в Республике Татарстан

Р.Г.ВАГИЗОВ




Последние новости
В Псковской области региональный омбудсмен Дмитрий Шахов подписал соглашение о сотрудничестве и взаимодействии со статистами.
Личный прием граждан является одним из востребованных форматов непосредственного общения граждан с Уполномоченным по правам человека в Калининградской области Владимиром Никитиным
В эти дни Уполномоченный по правам ребенка в Пензенской области Елена Столярова находится в отпуске, но через социальные сети делится новостями и мнением со своими читателями
Уполномоченный по правам человека в Пензенской области Владимир Фомин и директор государственного автономного учреждения Пензенской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» подписали Соглашение о взаимодействии.
... И только протечка воды на потолке портит жизнь жительницы Калининграда.
Уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова провела прием жителей в городе Реутово в рамках тематической недели приемов по вопросам материнства и детства
На официальном сайте Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тамбовской области весит информация о споре между двумя хозяйствующими субъектами. Обычная история для бизнес-омбудсмена
В мае 2024 года в России вступят в силу новые законы, предполагающие расширение списка категорий юридических лиц
Россиян, которые нуждаются в крыше над головой, могут переселить в другие города и районы
В Доме прав человека состоялось совместное заседание секций по вопросам защиты прав человека в административном процессе и в местах принудительного содержания и по вопросам защиты прав человека в уголовном процессе Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации.