Встреча Президента России Д. Медведева с представителями общественных организаций Северного Кавказа в рамках заседания Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека порождает определенную надежду на то, что проблемы Кавказа, наконец-то, станут предметом более пристального внимания со стороны федеральных органов власти нашего многонационального государства.
В первую, очередь это касается обеспечения безопасности проживающих здесь граждан, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, решения вопросов судьбы похищенных и без вести пропавших во время проведения двух военных кампаний в Чечне людей, взаимоотношений государственных органов власти и различных неправительственных организаций, интеграции региона в российское экономическое, культурное и политико-правовое пространство, деятельности правоохранительных органов, коррупции и клановости, миграционной политики и ряда других вопросов. Кроме того, как признался сам Д.Медведев, большое количество кавказских проблем связано с социальной неустроенностью, с высоким уровнем безработицы и крайне низким уровнем жизни сравнительно с другими регионами Российской Федерации.
Президент России подчеркнул, что смысл данной встречи состоит в том, чтобы прямо и вслух говорить о наболевших проблемах региона с тем, чтобы найти выход из не совсем благоприятной ситуации на Северном Кавказе. Он сказал: «Знаете, это нужный разговор. Он очень разный по выступлениям, очень разные звучат слова, и не потому, что за этим круглым столом собрались разные люди, мы все разные, а потому, что здесь обозначены, по сути, два основных вопроса, которые нас очень волнуют по Кавказу. С одной стороны, в выступлениях звучит такая концентрация боли за то, что происходит, за то, с чем это связано, как нам с этим дальше разбираться, с другой стороны, есть некая позитивная повестка дня, как принято говорить, что делать в этой ситуации».
Вместе с тем, большинство из перечисленных проблемных вопросов не только не являются чисто кавказскими, а, наоборот, вытекают из недостатков самой федеральной системы руководства.
Россия без Кавказа — кому это выгодно?
Центр стратегических исследований Чеченской Республики выявил несколько стереотипов, которые определенными силами усиленно внедряются в российское общество.
Стереотип первый — республиками Северного Кавказа управляют криминальные и до предела коррумпированные национальные элиты; эти элиты слабы и непопулярны, а само их существование (поддерживаемое и продлеваемое усилиями федерального центра) порождает социальное напряжение и постоянное недовольство Москвой уже в самих кавказских сообществах.
Стереотип второй — общественно-политическая жизнь кавказских этнических сообществ основывается на местных традициях, в основе которых лежит клановость. В силу этого кавказские этносы, якобы не способны полностью интегрироваться в российское общественно-политическое и культурное поле. Зато, оставаясь в составе России, они, через свои элиты, подрывают изнутри государственные и политические институты России, способствуя распространению коррупции, клановости и других негативных явлений.
Стереотип третий — кавказские этносы в подавляющем большинстве своем, в силу своих национальных особенностей, не способны к интеграции в российское общество и поэтому обречены навеки оставаться в нем чужеродным элементом. При этом существование северокавказских республик в их сегодняшнем виде возможно только за счет все возрастающих и неоправданных затрат со стороны остальной России.
Все это делается с целью убедить большинство россиян в том, что уход России с Кавказа в ее же собственных интересах.
«Кавказский» след в российской коррупции
В логику перечисленных стереотипов, как не странно, вписывается и следующее высказывание Президента РФ Д.Медведева на его встрече с представителями северокавказских общественных организаций: «Коррупция является преступлением в любом регионе, не только на Северном Кавказе. Только на Кавказе она приняла абсолютно угрожающий характер, она угрожает, по сути, национальной безопасности, ослабляет государственные, социальные институты. И, к сожалению, по сути, та коррупция, которая существует, является фактом прямого пособничества сепаратистам и убийцам, которые творят свои дела на территории Северо-Кавказского округа».
Не отрицая факта распространенности коррупции в северокавказском регионе, не могу согласиться с тем, что она достигла таких размеров, что стала, сама по себе, угрозой для безопасности России. Тем более, что такая масштабная коррупция, угрожающая существованию огромной страны, в практически стопроцентном дотационном регионе, без непосредственного участия и патронажа федеральных структур невозможна по определению. Ведь правила игры определяет не регион, а федеральный центр.
Так что же такое коррупция, насколько она распространена в России и каковы причины ее происхождения?
Как всем известно, коррупция — это преступная деятельность, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных полномочий в целях личного обогащения. Наиболее типичные проявления коррупции — подкуп чиновников и общественно-политических деятелей, взяточничество за законное и незаконное предоставление благ и преимуществ, протекционизм — выдвижение работников по признакам родства, землячества, личной преданности и приятельских отношений.
А кто безгрешен?…
Коррупция распространена по всему миру, среди всех народов. Где больше, где меньше. Есть она и на Кавказе. Испокон веков присутствовала она и на Руси. То, что коррупция государевых людей являлась извечной проблемой России, еще до присоединения к ней Кавказа — это общеизвестный факт, не требующий каких-то доказательств. Иван Грозный четвертовал и рубил головы своих заворовавшихся чиновников, Петр 1 подвергал их жестоким пыткам, а Екатерина вторая сажала и высылала на вечное поселение. Если говорить о современных реалиях, то, например, совсем недавно по телевидению прошла информация о том, что закрыт целый таможенный пункт на западной границе России, в связи с раскрытием его коррупционной деятельности.
В отличии же от России, у которой сложились свои традиции в этом вопросе, кавказцы, до вхождения в состав российского государства, не имели даже понятия что такое коррупция. У них до сих пор нет даже слова обозначающего это явление. Коррупция, как таковая, появляется только с созданием государственности, а народы Северного Кавказа до присоединения к России жили вольными обществами и не знали государственного устройства.
Вместе с тем, различные СМИ ежедневно сообщают нам о многочисленных фактах клановости и коррупции на федеральном уровне и в российской глубинке. Это и набившая оскомину борьба за власть питерского и московского кланов, и факты семейственности и кумовства в высших федеральных органах власти России, и случаи взяточничества со стороны федеральных чиновников и высших должностных лиц отдельных регионов страны, факты коррупции в правоохранительных органах как федерального, так и регионального уровня.
Коррупция стала повседневной обыденностью жизни россиян. Так по результатам исследования «Российская коррупция в зеркале социологии», проведенном Центром региональной социологии Института социологии РАН в 2007 году, на вопрос об отношении к тому, что в нашей стране для решения своих проблем периодически приходится давать взятки, каждый десятый опрошенный (11,1%) выбрал ответ «это необходимая часть нашей жизни, без этого ничего не сделать». Почти треть — 28,5% — думает, что со взятками легче достичь нужного результата. То есть, около 40% россиян относятся к взяткам, как к привычному фону своей жизни. 60,1% респондентов заявили, что «подавляющее большинство должностных лиц в высших органах власти используют свое положение в личных, корыстных целях». 29,9% россиян считает, что так поступают «некоторые должностные лица». Вместе это составляет — 90 % из числа опрошенных! И только 3,4% респондентов (в пределах статистической погрешности) верят в честность и бескорыстность высокопос
тавленных чиновников, трудящихся «только на свою зарплату».
Страна на грани, а «посадок» нет
Социологи предложили респондентам выстроить по степени важности 18 проблем современной России. Так вот, коррупцию участники опроса поставили лишь на 10 место. Сокращение доступа к бесплатному медицинскому обеспечению, низкий уровень жизни значительной части населения, рост преступности, рост цен на товары первой необходимости, увеличение числа сирот и беспризорников, кризис ЖКХ, сокращение доступа к бесплатному образованию, терроризм — тревожат россиян больше, чем коррупция. Добавьте сюда растущую как на дрожжах ксенофобию, создающую напряженность в межнациональных отношениях; почти поголовную алкоголизацию населения, когда ежегодно от употребления паленой водки и спиртосодержащих технических средств гибнет около 50 тысяч человек, миллионы брошенных на произвол судьбы детей и стариков в детских домах и домах престарелых; культ насилия, безнравственности и распущенности, когда, например, на западноевропейский рынок сексуальных услуг ежегодно выставляется до 100 тысяч российс
ких девушек и малолетних детей; варварская эксплуатация недр страны олигархами-временщиками с целью моментального обогащения и выведение полученных активов за границу; депопуляция страны, когда население России ежегодно сокращается на 700-800 тысяч человек; бесчеловечная система исполнения наказаний, где человек не только не исправляется, а в результате ничем неоправданных издевательств и насилия, наоборот, озлобляется на весь мир и превращается в мстителя и изгоя; низкая исполнительская дисциплина, несоблюдение законов и невыполнение вступивших в силу судебных решений; позорная торговля детьми из детских домов и приютов. Вот что, по моему глубокому убеждению, угрожает национальной безопасности России, а не заурядная коррупция на Северном Кавказе.
Если действительно в северокавказском регионе такой запредельный уровень коррупции, угрожающий национальной безопасности, почему не принимаются соответствующие меры? Как говорится в таких случаях — где посадки?
Причины и последствия коррупции
Основные причины распространения коррупции в России в современных условиях носят в первую очередь экономический характер. Это неподготовленный переход к рыночной экономике, последствия процесса первичного накопления капитала за счет дележа государственной собственности, неэффективность судебной системы, оставляющая безнаказанным мошенничество в государственном масштабе, либерализация внешнеэкономической деятельности без учета необходимости поддержания конкурентоспособности национальной экономики.
Немаловажное значение имели и политические причины. В числе которых формирование власти по принципу «команды единомышленников», порождающий безответственность, клановость, семейственность, стремление угодить первому лицу. Вместо надлежащей системы «сдержек и противовесов» в государственно-политической системе воссоздана модель управления «под хорошего реформатора», сутью которой является право на бесконтрольность и на безнаказанный произвол. Отмена выборов руководителей регионов и депутатов в Совет Федерации, полный переход к пропорциональной системе выборов усилили коррупционной деятельность на федеральном и региональном уровнях.
Правовые и административные причины коррупции, такие, как наличие законов непрямого действия, необходимость реформирования межбюджетных отношений, слабость судебной системы, громоздкость государственного аппарата, кадровая, организационная и структурная нестабильность в органах власти, низкая заработная плата чиновников также увеличивают рынок коррупционных услуг. Практически игнорируется Федеральный закон о Правительстве Российской Федерации в той части, по которой родственники не могут состоять на государственной службе, если один из них находится в служебной зависимости от другого.
Пока не будут устранены все причины порождающие коррупцию, в том числе и вышеназванные, головы этой мифической гидры, будут воспроизводиться вновь и вновь в геометрической прогрессии.
А ситуация с коррупцией на Северном Кавказе является всего лишь следствием состояния дел с этим пороком на федеральном уровне. Хотя свою лепту в общую коррупционную составляющую страны регион тоже вносит.
Говоря о финансировании боевиков Э. Памфилова сказала: «И если раньше финансовые средства, по нашим данным, общественным, в основном поступали из-за рубежа, то теперь значительная их часть течет к ним из внутренних источников в самих республиках: в виде принудительных налогов, откупов от местных бизнесменов и коррумпированных чиновников».
Во-первых, поступают эти средства в регион с большим опозданием (так денежные средства по целевой программе восстановления Чеченской Республики реально начинают поступать в республику только в конце года). Президенту ЧР Р. Кадырову, например, приходится брать в банках миллиардные кредиты под большие проценты, чтобы не ждать начала финансирования до самой осени, приостановив, тем самым, восстановительные работы в Чеченской Республике. При этом, значительная часть запланированных в бюджете финансовых средств не доходит до региона и оседает непосредственно в Москве, в виде всевозможных «откатов» и «презентов». И как бывает обидно, когда круглые сутки, днем и ночью, как негр на плантации, работаешь, восстанавливая республику, заодно ведя кровопролитную борьбу с террористическим интернационалом, и вместо слов поддержки слышишь обвинения в коррупции.
Насилие порождает насилие
Представитель из Дагестана З.Газиев заявил на встрече следующее: «Если учесть, что главным нарушителем гражданских прав является все-таки милиция, за десятилетие противостояния милиции и салафистской общины, мы получили экстремистское подполье, закаленное в боях. Оно противопоставляет милицейским пыткам, внесудебным казням и похищениям еще более жестокие теракты и адресный отстрел силовиков». Газиев намеренно путает причину и следствие. Жесткие действия милиции не являются первичными, они предпринимаются в ответ на жесточайшие террористические акты и другие страшные преступления со стороны экстремистов.
А старейшина правозащитного цеха Л.Алексеева, по привычке, нагнетала страсти говоря о какой-то «необъявленной войне власти против граждан и граждан против власти», выдавая, тем самым, желаемое за действительное. Конечно же, никакой войны власти и граждан нет, есть целенаправленная и систематическая работа по дискредитации федеральной власти в северокавказском регионе и выдавливанию России с территории Кавказа. Есть в регионе сторонники проекта Кавказа вне России (они составляют явное меньшинство и они настроены весьма радикально), и есть сторонники сохранения имеющегося статус-кво (они составляют подавляющее большинство населения региона, но они намного пассивней своих оппонентов). Жестокая и бескомпромиссная вооруженная борьба радикально настроенных сторонников Кавказа вне России, проводимая ими вопреки всем традициям и канонам кавказских народов, в ответ радикализует действия умеренного большинства жителей региона.
В своих выступлениях С.Ганнушкина и Л.Алексеева противопоставляют двух президентов вайнахских республик. И делают они это преднамеренно, чтобы вбить клин между ними. Они же прекрасно знают, что практически ничего нового в подходах Президента Ингушетии в деле урегулирования ситуации в республике нет. Через все это пришлось, в свое время, пройти первому Президенту Чеченской Республики А.-Х.Кадырову, а также действующему Президенту ЧР Рамзану Кадырову. Все мы хорошо помним подписанный с целью установления гражданского мира и согласия в Чеченской Республике «Договор об общественном согласии в Чеченской Республике», который явился основой дальнейших конституционных процессов в республике. Участниками договора были общественно-политические объединения, органы государственной власти ЧР, сторонники движения сопротивления, признающие мирные, политические пути урегулирования ситуации в ЧР и иные, значимые для достижения общественного согласия, категории граждан республики.
Так вот, в рамках подписания этого договора была проделана огромная работа, как с различными общественными организациями, так и участниками незаконных вооруженных формирований. По инициативе Главы Администрации , в последующем Президента ЧР, А.-Х.Кадырова Государственная Дума РФ несколько раз объявляла амнистию. Под гарантию первого Президента ЧР, а затем и Рамзана Кадырова прекратили вооруженное сопротивление, были амнистированы и перешли к мирной жизни несколько тысяч боевиков.
А у Президента Ингушетии Ю.-Б.Евкурова все это еще только впереди. Кстати, подписание аналогичного договора можно было бы провести и в Ингушетии.
По всей видимости, у уважаемых старейшин правозащитного движения не все в порядке с памятью, поскольку у них получается совсем, как у того известного «Доцента» из фильма «Джентальмены удачи», который после своего неудачного падения, «тут помнил, а тут-нет».
Что же касается Общественного совета при Уполномоченном Представителе Президента РФ в СКФО А.Хлопонине, можно только поддержать эту инициативу. Однако, Совет старейшин, который также предлагается создать, как совещательный орган с участием уважаемых людей старшего возраста, на окружном или федеральном уровне, думается, изжил себя. Что, конечно, не исключает его использования на уровне субъектов России.
Нурсад Гордалиев, независимый эксперт
Предоставлена аппаратом Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике