журнал о правах человека и деятельности национальных учреждений по их защите
Деятельность омбудсманов
Справочная информация
Исследования
Правозащитный дайджест


Ссылки на сайты Уполномоченных
«Воспитание без насилия». После поездки в Копейский реабилитационный центр челябинский детский омбудсмен задумалась

Евгения Майорова. Фото с ее страницы в ФБ.

После того как стало известно, что в Копейском реабилитационном центре для несовершеннолетних Челябинской области 13-летнего воспитанника остригли перед отправкой в больницу и его отвезли туда со связанными руками, в учреждении побывала Уполномоченный по правам человека региона Евгения Майорова.

Все началось с поста вице-губернатора Челябинской области Ирины Гехт в социальных сетях (Фейсбуке), 22 апреля.

«Утром доложили о совершенно диком случае отношения к ребёнку в Копейском социально-реабилитационном центре. Случае, который ещё и пытались скрыть. Ребёнка перед поездкой в больницу, остригли и связали руки. Уже начата проверка. Более того, мы доведём это дело до суда. Жестокость в отношении детей должна пресекаться такими же жесткими мерами в отношении обидчиков. А главное, это вновь звонок для системы», — написала чиновница.

Пост вице-губернатра, тиражированный СМИ, стал, можно сказать, сенсацией.

Правда, несколько удивили слова чиновницы о том, что «инцидент пытались скрыть». Раньше многие думали, что такого плана «воспитательные» мероприятия довольно часто имеют место в казенных социальных учреждениях и о них всегда контролирующие организации узнают «случайно». Например, когда кто-то хочет скомпрометировать руководителя учреждения. Согласитесь, мало вероятно, чтобы о каждом подзатыльнике представитель самого учреждения ставил в известность социальные службы или вице-губернатора.

Слова госпожи Герт также многих могли обрадовать из-за того, что в Челябинской области до такой степени соблюдается закон в социальных учреждениях, что о любом маломальском ЧП в них сразу же докладывается в вышестоящую организацию, даже — вице-губернатору и любитель силового «воспитания» в обязательном порядке наказывается.

Как и следовало ожидать, спустя очень короткое время на пост вице-губернатора отреагировали все, кому положено: СМИ, правоохранительные органы, детский омбудсмен, то есть те, от кого зависит защита прав детей и соблюдение законность на территории области. Оперативнее всех высказала свое мнение о сиуации со своей аудиторией Уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области Евгения Майорова.

Спустя пару часов на своей странице в Фейсбуке, детский омбудсмен Майорова опубликовала пост-отчет о своей поездке в Копейский реабилитационный центр для несовершеннолетних.

«Больше двух часов я разговаривала с сотрудниками учреждения, работающими с детьми, в том числе и с этим подростком», — написала омбудсмен. Тогда с мальчиком ей не удалось поговорить, так как он находился в следственном комитете. Вывод о работниках был однозначный: «Да, сотрудники не знают, как работать с такими детьми. Результат очевиден».

Исходя из этого омбудсмен поделилась о своих тревогах по поводу ситуации в целом.

«Ребенок, остается, так или иначе, под ответственностью государства. Кто и где сможет с ним реально справиться? Сколько таких подростков есть в учреждениях и как работают с ними? Я вижу еще и риски связанные с безопасностью в подростковом коллективе.

Нужно совместно искать профессиональные решения, сотрудники социальных учреждений должны понимать, где они могут найти поддержку в случае, когда не справляются с трудностями», — написала она.

Позже детский омбудсмен снова побывала в учреждении и на своей странице в социальных сетях разместила новый пост: диалог с пострадавшим мальчиком. Но перед тем как изложить текст диалога, она выражает свою явную симпатию к мальчишке.

«А мальчишка такой, с характером и сильным внутренним стережем! Симпатичный, неглупый, открытый, готовый к общению… И с очень твердым убеждением, что он имеет право гулять по городу без сопровождения сотрудников учреждения», — сообщает омбудсмен.

— Я так понимаю ситуация в том, что тебе не разрешают гулять, а ты им мстишь, как можешь. Это так? — спрашивае омбудсмен мальчика.
— Да, так, — отвечает он.
— А они имеют право на то, чтобы ты один гулял? — спрашивает омбудсмен, имея ввиду, очевидно, воспитателей центра.
— Я не знаю. Я просто не могу, мне нужно хотя бы на час гулять по городу, — отвечает мальчик.
— Давай поищем варианты, что я могу сделать для тебя, — пытается расположить к себе мальчика омбудсмен.
— Свозите меня к бабушке, и еще мне нужен телефон и симка, чтоб я мог в интернет выходить. А еще я домой хочу, — говорит он.

«Мы договорились с ним по некоторым вопросам, я их еще повыясняю, договорились завтра созвониться (нашли через кого это сделать). Но он честно сказал, что не может не сбегать, это ему не подвластно», — написала детский омбудсмен.

Ей удалось также выяснить, что проблема «самовольных уходов» детей из социальных учреждений не нова. Есть даже разные методики, как бороться с этим. Но они «работют», по словам уполномоченного по правам ребенка с разной степенью успешности.

Но, главный вывод, который сделала деский омбудмен: детям в таких учреждениях нужна любовь. И она должна быть точно такая же, как у родителей к своим родным детям. Пожалуй, это неразрешимая задача. Единственное решение, которое хоть как-то восполняет этот пробел — приемные семьи.

По словам Евгении Майоровой, в Копейском социально-реабилитационном центре к ней подошла девочка и попросила помочь ее маме оформить документы, чтобы она могла взять девочку домой.  «Помогите, пожалуйста!», — попросила девочка. «Связалась с мамой, завтра буду связываться с опекой, выяснять в чем вопрос».

А что касается истории с мальчиком, то вывод такой.
«Подросток не справляется с собой и очень открыто и громко говорит об этом всеми своими действиями. Вся его жизненная ситуация и подростковый возраст, говорит о том, что ему безумно тяжело, просто невозможно. И ведь понятно, что сам он с собой не справится.
Тяжело ли сотрудникам? Очень тяжело. Результат — вот он.
Но я так думаю, что мы — взрослые люди, обладающие профессиональными компетенциями имеем больше шансов найти решение вопросов, чем ребенок».

Разговаривала ли омбудсмен с мальчиком по поводу насильственных действий в отношении него, омбудсмен не написала. Отвечать на этот вопрос должны, наверное, следственные органы. Символично, что не следователь приехал к мальчику, а его отвезли к нему. Не понятно только, он сам согласился поехать или снова пришлось применить силу.

На сайте самого воспитательного учреждения в разделе «Информация для родителей» есть текст под названием «Воспитание без насилия». Очень поучительный текст. Не плохо бы самим работникам ознакомиться с ним.

ВОСПИТАНИЕ БЕЗ НАСИЛИЯ

Почему многие родители способны поднять руку на своего ребёнка?

Устойчивость применения физических наказаний связана с достаточно сильной внешней эффективностью этого метода. Подобным способом можно оказать влияние на кого угодно, а не только на маленького и беззащитного человечка. Но эффективность данного вида воспитательного воздействия есть все-таки эффективность со знаком “минус”. Почему так происходит?

Если родители использовали физическое наказание тогда, когда дети не подчинялись их требованиям, то данное воздействие не решило конфликта, а лишь создало иллюзию его разрешения. Изменение поведения ребёнка после наказания происходит, как правило, только в присутствии человека, который наказал ребёнка и не распространяется на другие ситуации и других людей.

Нельзя применять физическое наказание ещё и потому, что обычно эта форма воздействия выбирается тогда, когда сами родители находятся в состоянии слабого сознательного контроля собственного поведения. Нет более нелогичной картины, чем мама, шлёпающая своего ребёнка со словами: “Драться нехорошо!”

Многочисленные исследования показали, что телесные наказания не являются действенными методами воспитания и вызывают только ответную жестокость.

Возможно, телесные наказания и служат родителям разрядкой от накопившегося гнева, но ребёнка они ничему не учат. Только унижают, оскорбляют, раздражают его.

Почему бьют детей?

Физические наказания – явление, распространённое во многих семьях. При этом родители вовсе не хотят обидеть детей, мучить их или причинять им телесные повреждения. Нет. Они намерены «серьёзно» наказать ребёнка и считают, что именно пощёчины, щипки, пинки и удары являются формой «внушительного» наказания. Эти родители видят в битье средство, которое воспитывает в детях послушание и прививает им принятые в обществе нормы поведения. Они считают, что таким образом можно учить детей морали и наставлять их на путь истинный. Но, несмотря на такую убеждённость, большинство родителей, прибегающих к телесным наказаниям, чувствуют за собой вину и испытывают раскаяние и дискомфорт, что вызывает у них сомнения в правильности своего поведения и смутные предположения, что существуют, возможно, более верные и эффективные методы воспитания.

В оправдание телесных наказаний родители обычно приводят самые разные аргументы:

* «Пусть ребёнок знает, что с ним не шутки шутят – дело вполне серьёзное» (но как раз серьёзный подход к воспитанию делает излишними телесные наказания).

* «В детстве меня тоже били, и это мне не повредило» (вспомните, однако, что вы тогда чувствовали, припомните это ощущение бессилия, охватывающее ребёнка, которого бьют).

* «Иногда просто нет другой возможности повлиять на ребёнка» (в тот момент вам действительно так кажется, но после раздумий в спокойной обстановке выясняется, что существовали и другие возможности).

Реакция на побои бывает у детей самой разной:

1. Маленький ребёнок, которого ударили, зачастую начинает плакать ещё громче.

2. Ребёнок, которого бьют, чувствует себя оскорблённым и униженным.

3. Ребёнок, которого бьют постоянно, чувствует глубокую неприязнь, буквально ненависть к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести и компенсации. Кроме того, его непрерывно мучает страх, и это может оказаться губительным для его развития.

Ребёнку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал.

Ребёнку важно чувствовать, что родители желают ему добра, а детям, которых ударили, порой трудно не потерять веру в добрые намерения родителей.

У тех, кого в детстве били, душевная рана не заживает в течение многих лет. Нередко они не могут избавиться от чувства боли и обиды и во взрослом состоянии.

Словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

«Человека делают человеком светлые воспоминания детства». Ф. М. Достоевский

Чтобы воспитать ребёнка и установить с ним доверительные отношения, то попробуйте воспользоваться такими психологическими приёмами:

-каждый день начинайте с улыбки и заканчивайте миром;

-давайте ребёнку возможность самому выбирать одежду, еду, книги, развлечения, друзей;

-не принуждайте его, а постарайтесь объяснить, почему нужно сделать так, а не иначе;

-уважайте ребёнка (прежде чем посмотреть его дневник, прочесть письмо, взять его вещь, поинтересуйтесь, не будет ли ребёнок против);

-не применяйте при общении с ребёнком оскорбительных слов (лентяй, трус, осёл и т.д.)

-не давайте категоричных оценок (ты неисправим, не нормальный и т.д.);

-помните, что не одобрять только можно поступки, но не самого ребёнка (не «ты плохой», а «ты сделал плохо»);

-почаще советуйтесь с ребёнком, спрашивайте его мнение («А как ты думаешь?» «А как бы ты поступил?»);

-предоставьте ему возможность быть разным (послушным, шаловливым, весёлым, задумчивым, таким, какой он есть);

-после наказания проступок, за который вы наказали ребёнка, нужно забыть;

-нельзя наказывать больного ребёнка;

-если хотите похвалить, то хвалите за его труды (за поделку, вымытую посуду и т.д.)

-заранее предупреждайте ребёнка о ваших намерениях («Мне бы хотелось, чтобы завтра вечером…»)

– предоставьте ребёнку возможность чувствовать себя нужным в семье, ответственным за какое-то семейное дело;

-никогда не торопите ребёнка, дайте ему возможность жить в собственном ритме;

-будьте последовательны в своих требованиях.



Метки:

Последние новости
Европейский Союз объявил 25 февраля об очередной, десятой по счету, санкции против российских физических и юридических лиц. На этот раз в число лиц, которым запрещен въезд в страны ЕС, вошла Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова.
Правовое регулирование деятельности: Закон об уполномоченном парламента 1967 г. и Законе об уполномоченном службе здравоохранения... Read More »
Биография
Международная федерация журналистов (IFJ) сообщила о немедленной приостановке членства Союза журналистов России (СЖР) в организации в связи с "действиями, противоречащими принципам и целям Федерации", сообщили РИА Новости.
В начале августа 2022 года Совет авторитетной организации Международный институт омбудсмена (IOI) отменил членство федерального омбудсмена России Татьяны Москальковой по требованию омбудсменов ряда стран.
Представители ряда авторитетных структур Совета Европы выступили совместным заявлением накануне годовщины так называемой специальной военной операции России в Украине
Парламент Армении ищет нового Защитника прав человека (омбудсмена), после того как спустя год работы досрочно ушла в отставку с этой должности Кристине Григорян
Единственная дорога, по которому проходит автодорога, соединяющая Армению и Арцах с 12 декабря 2022 года перекрыт и контролируется, по сообщениям официального Баку, так называемыми экологическими активистами
Президент России Владимир Путин 21 февраля обратился с посланием к Федеральному Собранию, выполнив, таким образом, требование конституции страны
Депутаты поддержали кандидатуру Петра Перевезенцева, отметив его заслуги работы в партии, общественно-политической жизни края, открытость для диалога и готовность работать на благополучие региона и его жителей