Заработал новый сайт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. Судя по новому информационному ресурсу, история детского омбудсмена в России начинается с чистого листа. Павла Астахова как будто и не было.
О том, что назначенная на должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова готовит новый интернет сайт, стало известно с первых дней ее назначения. Работавший до этого сайт Уполномоченного (http://www.rfdeti.ru) сразу же был частично заблокирован (доступными остались лишь раздел о региональных уполномоченных по правам ребенка и ссылка на «Вестник Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка» с портретом Павла Астахова на обложке). А страничка в твиттере @rfdeti, где П.А. Астахов, будучи детским омбудсменом, размещал информацию о своей деятельности и о проблемах защиты детей, превратилась в твиттер гражданина Павла Астахова.
Мы посчитали, что в какой-то мере это означает потерю преемственности в деятельности института. В связи с этим задали Анне Кузнецовой два вопроса:
Наш запрос был опубликован на портале «Европейский омбудсман». Также было указано, что и ее ответ будет опубликован на нашем портале. К сожалению, в нарушение Закона «О средствах массовой информации», Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка проигнорировала наш запрос. Нами был отправлен аналогичный запрос в Администрацию Президента РФ. Пришел ответ, что нашему запросу присвоили номер: 10206. Но посмотреть статус рассмотрения нашего обращения нам не удалось: соответствующий сайт, указанный в ответе Администрации Президента РФ не работает. Вот такой замкнутый круг.
Полагаем, что Анна Кузнецова все же ответит на наш запрос и наши читатели узнают, за счет каких средств создаются все эти сайты. Главное, чтобы не из бюджета, где и так напряженная ситуация и каждый день в социальных сетях появляются фотографии больных детей, для лечения которых родители вынуждены обращаться за финансовой помощью к народу.
Тем временем вчера в сети появился тот самый новый сайт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, с доменным именем http://deti.gov.ru. Владельцем доменного имени GOV.RU является Спецсвязь ФСО РФ (Spetssvyaz FSO RF). Это означает, что после ухода Анны Кузнецовой с должности по крайней мере домен (то есть адрес сайта) останется в наследство следующему Уполномоченному по правам детей, в отличие от предыдущего домена (и сайта целиком) детского омбудсмена, который, как оказалось, был зарегистрирован на Адвокатскую контору Павла Астахова (The Moscow Bar «Pavel Astakhov, Moscow City Bar»).
При этом останется ли в наследство сам новый сайт нынешнего Уполномоченного с архивом новостей, или же следующий Уполномоченный предпочтет сделать на деньги налогоплательщиков новый сайт с нуля вместо рабочего, но оставшегося от преемника ресурса — вопрос открытый.
Внешне новый сайт вполне респектабельный. Содержит рубрики: «Новости», «Об Уполномоченном», «Анонс», «Спецпроекты», «Публикации в СМИ», «Библиотека», «Фото и видео», Контакты». В «подвале» сайта размещена интерактивная карта РФ с обозначением регионов и информацией об их уполномоченных по правам ребенка. Это, пожалуй, единственное, что осталось от информационного наследства прежнего детского омбудсмена Павла Астахова.
В рубрике «Об Уполномоченном», где размещены биографические данные Анны Кузнецовой, есть ссылка на два Указа Президента РФ. Первый – Указ о создании должности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, второй – о назначении Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка Анны Кузнецовой. В ссылках, правда, перепутаны между собой названия указов. Но это мелочи, по сравнению с тем, что в сайте нет ни одной строчки о Павле Астахове, благодаря которому, что греха таить, состоялся этот институт. Впрочем, Анна Кузнецова поступила так же, как когда-то Павел Астахов со своим предшественником в должности детского омбудсмена России Алексеем Голованом (хоть тот и проработал в этой должности всего несколько месяцев — с 1 сентября по 26 декабря 2009 года).
А ведь история и историческая преемственность — это те основы на которых держится будущее. Омбудсмены придут и уйдут, а институт омбудсмена должен развиваться на основе новых идей и не повторения ошибок, которые имели место в процессе его усовершенствования.
Обращает на себя внимание также рубрика сайта детского омбудсмена «Публикации в СМИ». Здесь нет ни одной публикации, где журналисты критически относятся к деятельности новоиспеченного детского омбудсмена. Их, к сожалению, было предостаточно. Потом, критика — это стимул для изменения к лучшему. Журналистика без критики — не журналистика. Джордж Оруэлл когда-то сказал: «Журналистика — это разглашение того, чего не хочется другим разглашать. Все остальное — пиар».