История переехавшей в Москву многодетной приемной семьи из Калининграда, вернувшей в детдом семерых детей после того, как ей было отказано в получении московских социальных выплат, разделила гражданское общество, и стала лакмусовой бумажкой для бывших и действующих детских омбудсменов.
Напомним, в конце марта текущего года родители вернули семерых детей в возрасте от трех до 12 лет. Органы опеки предлагали родителям подписать документ, что они детей изъяли, однако родители подписать отказались и заявили, что возвращают детей сами.
Сегодня, 7 апреля, первый детский омбудсмен Москвы и первый детский омбудсмен при Президенте РФ Алексей Головань решил продолжить на своей странице в Фейсбуке разговор о нарушениях прав семьи из Калининграда властями столицы.
«Многие спрашивают, обращались ли они ⌈родители — ред.⌉ куда-нибудь, почему не боролись?» — пишет А.Головань.
По его словам, как только семье было отказано в заключении договора о приемной семье (это произошло в конце ноября 2015 года) и в назначении выплат на содержание детей, они обращались куда только можно: в ДСЗН (Депортамент труда и социальной защиты населения), Правительство Москвы, прокуратуру и т.д. Детский экс-омбудсмен уверен, что «приемные родители делали все, чтобы их услышали, но НИКТО не встал на их защиту».
«Вчера приемному папе позвонили из одной всем известной программы телевидения, специализирующейся на правовых вопросах. Сказали, что нашли их письмо от 2015 года, пишет А.Головань. — Хотят снять сюжет».
Далее экс-омбудсмен пишет: «Известно, что при изменении места жительства приемной семьи, договор о приемной семье по прежнему месту жительства расторгается и заключается по новому месту жительства. Без каких-либо альтернатив. Это норма Правил создания приемной семьи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423. Приемной семье отказывали во всем только из-за отсутствия регистрации в Москве по месту жительства».
По его словам, «В конце января этого года мы получили решение суда, вступившее в силу, где именем Российской Федерации суд решил признать неправомерным отказ опеки в заключении договора о приемной семье и отказ в назначении выплат на содержание детей с 25.11.2015 по 24.04.2016. Суд обязал УСЗН повторно рассмотреть вопрос о заключении с семьей договора о приемной семье и назначении выплат на детей за 5-ти месячный период, когда они не выплачивались. 3 февраля приемные родители отнесли это решение с подробным заявлением в опеку. А 1 марта опека издала распоряжение об отказе заключить договор о приемной семье и возмещении выплат денежных средств на содержание подопечных. Этот отказ слово в слово повторяет то, что опека написала приемным родителям в отказе от 25 ноября 2015 года.
Т.е. для опеки решение суда, которым их действия признаны неправомерными, которым установлены обстоятельства, имеющие значения, не указ. Они руководствуются не законом, а указаниями своего начальства».
В конце своего поста, Алексей Головань делает тревожное умозаключение: «Все эта ситуация происходит из-за бесконтрольности органов власти (Департамента соцзащиты) и отсутствия ответственности за систематическое, массовое и грубое нарушение прав тех, кому эти органы обязаны помогать в силу закона».
Тем временем, действующий детский омбудсмен Москвы Евгений Бунимович и Уполномоченный при Президенте РФ о правам ребенка Анна Кузнецова тоже решили разобраться в ситуации. По словам первого, слова которого приводит РИА Новости, ситуация с калининградской семьей далеко не единичная. «Тенденция есть. Проблема такого рода очень серьезная, и, мне кажется, нужно решать ее на законодательном уровне в том числе», — отметил Е.Бунимович.
Омбудсмен также добавил, что семья, которая оказалась в центре скандала, уже приезжала в Москву без детей. «Тоже странная история — вроде бы берут детей, а приезжают без них, арендуют жилье в расчете на то, что дети получат в Москве квартиры. Здесь сложно говорить о бескорыстном, важном для нас устройстве семьи», — сказал правозащитник.
Анна Кузнецова была краткой. Как обычно, она заявила, что дело Калининградской семьи взяла на контроль. По сообщению ее пресс-службы, омбудсмен уже обсудила ситуацию с главой департамента соцзащиты Москвы Владимиром Петросяном. Но к какому результату привела их беседа, не разъясняется. Хотя можно предположить, что будет сделано все, чтобы не создавать прецедент. А то все приемные семьи, в поисках лучшей доли для своих детей хлынут в столицу, где уровень социальной защиты детей на порядок выше по сравнению с любым регионом России.