Председатель координационного совета омбудсменов субъектов Уральского федерального округа, Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова решила направить жалобу заместителю генпрокурора РФ по УрФО Юрию Пономареву на предмет обоснованности привлечения сотрудников ОМОН и тележурналистов к обыску у экс-омбудсмена Челябинской области, а нине юриста, занимающегося частной практикой, правозащитника Алексея Севастьянова. Как она сообщила корреспонденту «URA.RU», ее беспокоит, что в последнее время у силовиков «становится чрезмерно популярной игра в маски-шоу».
«ОМОН — дорогое удовольствие. Что такого серьезного получили следователи, привлекая ОМОН, — перевернутые клумбы? Становится чрезмерно популярной игра в маски-шоу. Хочу обратить внимание и подготовлю обращение замгенпрокурора Юрию Пономареву об обоснованности привлечения ОМОНа, приезда с телекамерами на обыск», — говорит омбудсмен.
Омбудсмен Свердловской области Татьяна Мерзлякова подчеркивает, что не хочет и не будет вмешиваться в ход расследования. «Не хочу комментировать уголовное дело. Я с большим уважением отношусь к СКР. Надеюсь, что из этой молодой структуры вырастет настоящее независимое и сильное подразделение. Но не хотелось бы, чтобы силовики участвовали в заказных делах. Возбуждение уголовного дела в интересах одной партии с привлечением таких огромных государственных сил… никогда у нас такого не было. Силовики должны в первую очередь защищать государственные интересы и права человека», — добавила омбудсмен.
Напомним, что это не первый случай, когда силовики с особой демонстративностью проводят процессуальные действия в отношении экс-омбудсмена Алексея Севастьянова. В апреле текущего года, например, он был обвинен полицией в неповиновении. Суд, к сожалению, встал на сторону полиции, и правозащитник получил административный арест на семь суток.
А на этот раз следователи решили превратить рядовое событие по изъятию документов в «маски-шоу» с привлечением группы захвата и журналистов телевидения. По словам самого Алексея Севостьянова, которые приводит информационное агентство, он будет обжаловать законность только что завершившегося обыска у него дома, а также видеосъемку его и соседей. Следственные действия проводились лишь для красивой телекартинки, предположил в разговоре с корреспондентом «URA.RU» бывший омбудсмен, обвиняемый в злоупотреблении полномочиями.
«Утром, в 08.15, вышел с детьми, чтобы отвезти их в школу. Налетели следователи и ОМОН вместе со съемочной бригадой. Ждали, пока мы выйдем, хотя могли бы просто позвонить в дверь. Перевернули весь дом. Я дал подписку о неразглашении. Поэтому могу лишь сказать, что ничего ценного для следствия не изъяли. Если бы следователь попросил предоставить то, что изъяли, я бы сам с удовольствием привез. А так выглядит все как пиар-акция. Каким-то случайным образом вместе с ними оказалась телевизионная бригада. Периодически красовались перед камерами. Так что телекартинка вышла отменная», — говорит Алексей Севастьянов.
В этой связи примечательно, что действующий омбудсмен области Маргарита Павлова, которая несколько лет работала вместе Алексеем Севастьяновым, будучи уполномоченным по правам ребенка в Челябинской области, в едином аппарате, не разу не выступила по поводу показательных действий правоохранительных органов. Это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что она относится к той когорте омбудсменов в субъектах России, которые занимая должность омбудсмена, напрочь забывают о заслугах своих предшественников в этой должности и стренмятся не портить отношения с органами власти.
По мнению доктора политичеких наук, профессора Александра Сунгурова в Челябинской области несколько лет назад аналогичные маски-шоу были предприняты по отношению к председателю областной Общественной палаты, котрый обвинялся в клевете на председателя Челябинского областного суда. Дело, в конечном итоге, развалилось, но осадок от действия првоохранительных органов остался. По словам профессора, Алексей Севастьянов — молодой энергичный правозащитник и политик, входил в команду экс-губернатора области Михаила Юревича, который в свое время выдвинул его на должность Уполномоченного по правам человека в Челябинской области. Сегодня, к сожалению, много недоброжелателей у тех, кто работал в команде экс-губернатора, одним из которых был Алексей Севастьянов.
После оставления должности не все омбудсмены продолжают занимать активную жизненную позицию. Но те, кто остаются, продолжают ассоциироваться в общественном сознании с институтом омбудсмена. Поэтому любые действия правохранительных и прочих органов власти, направленные на унижение их чести и достоинства, оказывают негативное влияние на имидж института омбудсмена в России и ее субъектах в целом.