Благодаря, в том числе, записи на странице омбудсмена Рязанской области Натальи Епихиной в социальных сетях о пропаже несовершеннолетней Анны, операция по ее поиску увенчалась успехом.
«Друзья помогите найти Аню! Телефон 8900…». Эта запись уполномоченный по правам человека в Рязанской области Наталья Епихина сделала на своей странице в ФБ 17 февраля, приложив к ней иллюстрацию розыскной фотографии несовершеннолетней девочки, подготовленной поисково-спасательным отрядом «Лиза Алерт».
Вскоре в СМИ появилась информация о том, что в Рязани 14-летняя девочка в четверг вечером вышла из больницы, где находилась на плановом лечении, и исчезла.
Полиция, в свою очередь сообщила, что у девочки есть особая примета — продольный шрам на груди после операции на сердце. Она была одета в голубые джинсы, черную шапку с ушками, синюю джинсовую куртку с белой подкладкой. Также на ней был шарф темного цвета и коричневые ботинки. С собой у девочки был рюкзак черного цвета.
По горячим следам следователи установили, что школьница уехала в Москву. В масштабной поисковой операции приняли участие сотрудники силовых структур и волонтеры.
Спустя двух дней поиска, вечером, 20 февраля, на страничке омбудсмена в социальных сетях появилось радостное сообщение: «Друзья, Аня нашлась в Москве! Находится с сотрудниками полиции. Спасибо огромное за помощь в распространении информации!!!
Вечер понедельника может прекрасным и добрым».
После этой записи на ее странице в ФБ появились разные комментарии-благодарности. Вот одна из них. Пишет, наверное, ее знакомая, которая обращается к ней по имени: «НАТАША! Ты — большая МОЛОДЕЦ!!!!!! Великий человек!!!!! Спасибо тебе!!!! Ирина».
Омбудсмен ответила: «Ирина, это не моя заслуга. Низкий поклон правоохранительным органам и всем, кто помогал в поиске!»
Следует отметить, что в Рязанской области есть также Уполномоченный по правам ребенка. Эту должность занимает с 2011 года Екатерина Мухина. В аппарате детского омбудсмена нам собщили, что она тоже принимала участие в судьбе Анны.
К сожалению, у детского омбудсмена нет страничек в социальных сетях, поэтому трудно сказать, что она конкретно делала в те дни, когда вся страна следила за судьбой рязанской девочки. Нет также своего отдельного сайта у Уполномоченного по правам человека в Рязанской области. Есть страничка на сайте Уполномоченного при Президенте РФ по правам человека. Но найти на нем информацию о деятельности региональных детских омбудсменов крайне неудобно. Да и выставлять информацию оперативно, включая выходные дни, практически невозможно.
Очевидно, что омбудсмены, которые мыслят старыми категориями, без учета важности роли оперативной информации в обществе, к сожалению, не придают особое значение сайтам и страничкам в социальных сетях. Но эта история еще раз показала, насколько важна коммуникативная активность для омбудсмена. Благодаря этому люди видят, что омбудсмен — такой же живой человек, который так же переживает за все, что происходит рядом. Самое главное, в том числе, с помощью информационной активности омбудсмена, появляется доверие к нему и к его деятельности, без которого вряд ли он может работать эффективно. Очевидно, что наличие телефона, прямых контактов и «сарафанного радио» не может обеспечить сегодняшние информационные запросы общества.