Заявление омбудсмена прозвучало после удовлетворения районным судом ходатайства следователя об изменении меры пресечения для подследственного, предпринимателя из Саратова Дмитрия Миненкова, на домашний арест, спустя семь месяцев содержания его в СИЗО.
Напомним, недавно апелляционной инстанцией Саратовского областного суда было оставлено без изменения мера пресечения для юриста-предпринимателя Дмитрия Миненкова, установленная Кировским районным судом Саратова в конце декабря 2016 года, — заключение в СИЗО на время следствия. Защита просила изменить заключение в СИЗО на домашний арест.
Тогда, пришедшая на процесс группа поддержки предпринимателя: Уполномоченный по защите прав предпринимателей, представители областной Общественной палаты, бизнес-сообщества, СМИ, юридического сообщества восприняли решение суда неодобрительно. СМИ писали о неисполнении саратовскими судам рекомендации Пленума Верховного Суда РФ по поводу применения более мягкой меры ограничения свободы для лиц, подозреваемых в экономических преступлениях.
Спустя несколько дней после этого решения Саратовского областного суда неожиданно следователь обратился с ходатайством в Октябрьский районный суд Саратова об изменении меры пресечения для Дмитрия Миненкова с заключения в СИЗО на домашний арест.
На суде официально следователь объяснил свою позицию тем, что за прошедшие семь месяцев, пока подследственный Миненков находился в СИЗО, проведена большая следственная работа, но, предстоит еще много сделать, поэтому домашний арест поможет более оперативно провести данную работу, чем в условиях СИЗО.
Прокурор поддержал следователя, а защита просила разрешить совместное пребывание в квартире его супруги и малолетнего сына. В итоге, судья Октябрьского районного суда Сергей Сотсков постановил удовлетворить ходатайство органов следствия об изменении обвиненному в мошенничестве Дмитрию Миненкову меры пресечения с ареста на домашний арест. Свое решение он огласил 17 января 2017. Срок домашнего ареста определен до 20 февраля этого года.
Суд постановил освободить Миненкова из-под стражи в зале суда. В постановлении указано, что ему нельзя выходить из дома, пользоваться почтой и средствами связи, за исключением телефона для экстренных вызовов. Особый запрет наложен на его общение с другими фигурантами дела, число которых следовател не смогла назвать.
Когда судья зачитал решение, присутствующие в зале зааплодировали. Комментируя это беспрецедентное событие, бизнес-омбудсмен Саратовской области Михаил Петриченко назвал решение суда знаковым и выразил надежду, что в будущем число случаев заключения предпринимателей под стражу сократится. Так это будет, покажет время. Вот только очевидно пока, что в обществе за эти годы так и не сложилось доброго отношения к предпринимателям. А случай с Дмитрием Миненковым показал, что пока общество может пробудиться лишь тогда, когда кто-нибудь возьмет на себя организацию солидарности с предпринимателями и защиту их прав. И если бы не товарищ и коллега Дмитрия, член Общественной палаты Саратовской области Николай Скворцов, то вряд ли это дело получило бы такую огласку и, соответственно, неизвестно было бы изменено мера пресечения Миненкову на более мягкую. Поэтому неудивительно, что после суда в сети появились комментарии относительно того, что Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Саратовской области может быть такой человек как Николай Скворцов.
Напомним, что действующий Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Саратовской области Михаил Петриченко был избран на эту должность совсем недавно. То есть, пока его не в чем упрекать. А вот его предшественник в этой должности Максим Фатеев, который выполнял свою работу при губернаторе области, совмещая ее с должностью председателя Торгово-промышленной палаты области, по мнению экспертов, за почти четыре года работы не достиг особого успеха. По крайней мере, если он кого то и помогал, то об этом знали немногие. Можно назвать это скромностью, но, как не странно, должность Уполномоченного по защите прав человека, в том числе предпринимателей, требует проявления скромности в других вещах, а не в защите прав граждан. Для омбудсмена в целом важно не только присутствие на официальных мероприятиях в качестве «свадебного генерала», без которого не обойтись, учитывая значение этой должности в иерархии государственных должностей, но умение говорить правду чиновникам в глаза, в том числе публично, как бы это правда не была горька.