журнал о правах человека и деятельности национальных учреждений по их защите
Деятельность омбудсманов
Справочная информация
Исследования
Правозащитный дайджест


Ссылки на сайты Уполномоченных
Ильдар Дадин: «Я считаю российских омбудсменов винтиками репрессивной системы»

Гражданский активист Ильдар Дадин (слева) отвечает на вопросы ведущего «Открытого канала Александра Никишина.

Об этом заявил аппозиционный гражданский активист во время видео-моста со студией редакции «Открытого канала» по случаю его освобождения с мест лишения свободы.

Ильдар Дадин — первый и пока единственный в России осужденный, признанный виновным по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 212.1 УК РФ («Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»; статья введена в законодательство в 2014 году после массовых гражданских акций). Он реализовал свое конституционное право на одиночный мирный пикет, но был наказан неоднократно, в том числе лишением свободы.

Прежде всего отметим, что судьбой Дадина могли, теоретически, заинтересоваться как минимум четыре омбудсмена: Российской Федерации — Татьяна Москалькова, Москвы — Татьяна Потяева, Республики Карелия — Александр Шарапов и Алтайского края — Борис Ларин. Но так случилось, что дело Дадина заинтересовало лишь Федерального омбудсмена и омбудсмена Республики Карелия, на территории которой, как настаивает Дадин, он подвергся пыткам в ИК-7. Омбудсмен Москвы, на территории которого был осужден Ильдар Дадин (и после осуждения несколько месяцев находился в СИЗО), сделала вид, что проблема Дадина ее не касается. А омбудсмен Алтайского края Борис Ларин в сопровождении краевого УФСИН прошел по территории ИК-5, куда был переведен Дадин после ЧП с ним в карелской колонии, но встречаться с несистемным активистом не стал.

Тем не менее, пообщавшись лишь с двумя омбудсменами (Татьной Москальковой и Александром Шараповым) на вопрос ведущего «Открытого канала» Александра Никишина о том, как он расценивает роль российских омбудсменов в его освобождении из колонии, Ильдар Дадин ответил: «Я считаю их винтиками в этой репрессивной системе. Роль Москальковы для меня неоднозначна, хотя она не лгала, как ФСИН, которая постоянно оговаривала меня». Гражданский активист отметил, что он пока досконально не знаком с высказываниями Москольковой после встречи с ней в колонии, куда она поехала после ЧП, но ему рассказывали, что она неоднозначно высказывалась об издевательствах над ним в карельской колонии. «Она говорит, может быть имели место пытки, а может – нет», — добавил Дадин.

Про омбудсмена Республики Карелия Александра Шарапова,  также посетившего его в ИК-7, активист сообщил, что «Он тоже не создает впечатление настоящего правозащитника, занимающего столь высокую должность. Он тоже, все-таки, создает видимость, и больше работает, мне кажется, на систему». Гражданский активист  выразил удивление относительного того, что правозащитники верят руководству колонии на слово и не проводят тщательную проверку жалоб осужденных относительно пыток. Получается, что омбудсмены, как и другие органы, прикрывают незаконную деятельность сотрудников исправительных учреждений, которые должны охранять, а не пытать заключенных с целью унижения их человеческого достоинства, которое охраняется Конституцией страны.

Гражданский оппозиционный активист считает, что «правозащитники не должны работать столь неэффективно и слабо. Они, занимающие достаточно высокие государственные должности, должны соответствовать этому».

По его словам, «Естественно, чтобы настоящие правозащитники работали намного активнее, зная о таком большом количестве жалоб» — ответил Дадин.

Напомним, Ильдар Дадин был осужден 7 декабря 2015 года на 3 года. 11 декабря адвокаты обжаловали приговор, а 31 марта 2016 года суд второй инстанции сократил срок до 2,5 лет, при том, что прокуратура, выступающая в качестве государственного  обвинителя, просила 2 года в колонии общего режима.

Защита Дадина отправила жалобу в Конституционный суд Российской Федерации (в ней оспаривается конституционность статьи 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации), а также в ЕСПЧ.

В сентябре 2016 года Дадин был этапирован к месту отбытия наказания, в ИК-7 в городе Сегежа Республики Карелия. Спустя месяц русскоязычное интернет-издание «Медуза» опубликовало текст о пытках и истязаниях, применяемых к Дадину в колонии, о чем он сообщил через своего адвоката.

Резонансный текст стал достоянием общественности. На него отреагировали властные структуры, а также Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова и ее коллега в регионе Шарапов, которые лично посетили ИК-7 и встретились с Дадиным для прояснения всех обстоятельств, описанных в его сообщении.

Несмотря на отрицание официальных структур, включая ФСИН и Следственный комитиет, Федеральный омбудсмен Татьяна Москалькова предложила перевести Дадина в другое учреждение, так как после таких заявлений о применении насилия всегда будут подозрения в необъективном подходе к человеку.

В начале января жена Дадина Анастасия Зотова сообщила СМИ о прибытии ее супруга в ИК-5 в г. Рубцовск Алтайского края. 24 января 2017 года состоялось заседание Конституционного суда РФ по жалобе Ильдара Дадина. Через две недели Конституционный суд России огласил свой вердикт. В частности, суд постановил, что: «В том случае, если нарушение было противоправным «сугубо формально», то оно не может влечь уголовную ответственность». Вместе с тем суд в своём решении допустил правомерность уголовной ответственности за неоднократные нарушения на митингах.

16 февраля 2017 г. ИК-5, где находился Ильдар Дадин, посетил Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае Борис Ларин в сопровождении помощника начальника УФСИН полковника внутренней службы Сергея Придворова и начальника учреждения подполковника внутренней службы Артема Медведя. Омбудсмен прошел по территории учреждения, встретился с осужденными, но с Дадиным не стал встречаться.

Он оценил условия содержания, коммунально-бытовое, медико-санитарное обеспечение осужденных как соответствующие нормам законодательства.

22 февраля 2017 года Президиум Верховного Суда России отменил приговор Ильдару Дадину, постановил прекратить в отношении него дело, освободить из-под стражи и признать право на реабилитацию.

После решения Верховного суда, Дадин ещё несколько дней удерживался в колонии в связи с отсутствием официальных документов из суда.

26 февраля 2016 г. Ильдар Дадин вышел на свободу.



Метки:

Последние новости
Европейский Союз объявил 25 февраля об очередной, десятой по счету, санкции против российских физических и юридических лиц. На этот раз в число лиц, которым запрещен въезд в страны ЕС, вошла Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова.
Правовое регулирование деятельности: Закон об уполномоченном парламента 1967 г. и Законе об уполномоченном службе здравоохранения... Read More »
Биография
Международная федерация журналистов (IFJ) сообщила о немедленной приостановке членства Союза журналистов России (СЖР) в организации в связи с "действиями, противоречащими принципам и целям Федерации", сообщили РИА Новости.
В начале августа 2022 года Совет авторитетной организации Международный институт омбудсмена (IOI) отменил членство федерального омбудсмена России Татьяны Москальковой по требованию омбудсменов ряда стран.
Представители ряда авторитетных структур Совета Европы выступили совместным заявлением накануне годовщины так называемой специальной военной операции России в Украине
Парламент Армении ищет нового Защитника прав человека (омбудсмена), после того как спустя год работы досрочно ушла в отставку с этой должности Кристине Григорян
Единственная дорога, по которому проходит автодорога, соединяющая Армению и Арцах с 12 декабря 2022 года перекрыт и контролируется, по сообщениям официального Баку, так называемыми экологическими активистами
Президент России Владимир Путин 21 февраля обратился с посланием к Федеральному Собранию, выполнив, таким образом, требование конституции страны
Депутаты поддержали кандидатуру Петра Перевезенцева, отметив его заслуги работы в партии, общественно-политической жизни края, открытость для диалога и готовность работать на благополучие региона и его жителей