На очередном заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, 26 февраля, депутаты завершили, пожалуй, однии из интригующих выборов омбудсмена в субъектах. Новым детским омбудсменом города была выбрана Анна Митянина.
До последнего не было ясно, в пользу какого кандидата отдаст свой голос депутатское большинство, хотя обычно этот процесс вполне предсказуемый. Особенно, когда в так называемых «выборах» омбудсмена участвует всего один кандидат.
В петербуржских выборах детского омбудсмена в список для голосования были включены имена четырех кандидатов. С самого начала СМИ называли фаворитами двоих: многоопытную государственную служащую, вице-губернатора Анну Митянину и малоопытную служащую аппарата законодательного органа города Юлию Шик.
Процедура выдвижения кандидатур на должность уполномоченного по правам ребенка города началась в декабре 2019 года за тридцать дней до окончания срока полномочий действующего омбудсмена Светланы Агапитовой.
Ни один из четырех кандидатов не пользовался особой поддержкой правозащитного сообщества. Просто за десять лет работы (два срока) действующий омбудсмен Агапитова смогла так завоевать симпатию многих горожан и общественников, что все кандидатуры на ее должность рассматривались через созданный ею стереотип государственного детского правозащитника. Безусловно, и у Агапитовой были противники, которые в начале ее работы даже публично требовали ее отставки. Но это можно считать небольшим недоразумением.
Поэтому не удивительно, что в эти дни общественники организовали флэш-моб как знак особой благодарности покидающему свою должность детскому омбудсмену.
И даже сегодня, когда она попрощалась с депутатским корпусом, многие искренно сожалели по поводу окончания срока ее полномочий. «Вы всегда вкладывали все душу и сердце – в свою работу. Эти 10 лет Вы были великолепным Уполномоченным», — сказал председатель Заксобрания Вячеслав Макаров, вручая ей букет цветов.
После этих слов подумалось: может логичнее было бы поменять закон, в котором запрещается одному и тому лицу назначаться более двух сроков? «Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд», написано в законе.
Нет, нельзя менять закон. Просто надо подходить к выбору омбудсмена не исходя из узко политических соображений и сложившейся конъюнктуры, а надо, наконец, осознать его роль для развитии гражданского общества, где соблюдаются и уважаются права как взрослых, так и детей. Тогда в культурной столицей России найдется достаточно достойных кандидатур на должность омбудсмена. Таких, как Светлана Агапитова и действующий уполномоченный по правам человека Александр Шишлов.
Но, похоже, появление последних в своих должностях, относилось к числу исключений. Выборы детского омбудсмена в Санкт-Петербурге показывают, что здесь тоже начался процесс превращения должности омбудсмена в синекуру для особо приближенных.
В Санкт-Петербурге право выдвижения кандидатур на должность уполномоченного по правам ребенка принадлежит по закону двум субъектам: губернатору и Законодательному собранию. При этом в законодательном органе широкий круг субъектов, наделенных соответствующим правом. Это — постоянные комиссии, депутатские объединения (фракции) и отдельные депутаты.
Принято считать, что институт омбудсмена функционирует в России с 1996 года (со дня вступления в силу соответствующего федерального конституционного закона), а институт детского омбдсмена – с 2009 года (со дня принятия соответствующего указа Президента РФ). Хотя и первый, и второй до этого тоже имели место, как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных субъектов.
С классической точки зрения, омбудсмен – человек непредвзятый и максимально объективный (должен быть таким), который выполняет контроль за структурами исполнительной власти, так как в основном их представители нарушают права человека или проявляют неуважение к ним.
Но за все эти годы, власти так и не готовы отдать эту должность профессионалам, которые не связаны с ними особыми узами: дружественными или системными. Им все время хочется, чтобы должность омбудсмена занимал человек, который не будет создавать для власти лишней головной боли. При этом каждая ветвь власти из включенных в этот процесс думает в первую очередь о собственном комфорте.
Очевидно, что этим же соображением руководствовался и губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, когда решил предложить на должность детского омбудсмена своего заместителя – вице-губернатора Анну Митянину.
Трудно сказать, как появилась кандидатура Юлии Шик, и с какой целью вдруг рядовой депутат из фракции «Единой России» в Заксобрании Елена Киселева решила представить от своего имени именно ее как противовес губернаторской кандидатуре. Другое дело, если бы речь шла о кандидатуре, которая пользуется большим авторитетом в обществе. Все ее знают, уважают, чтят за заслуги. Как, например, живущего в городе на Неве народного артиста Олега Басилашвили или Михаила Боярского.
Нам показалось странным, что власти не называют имя согласованного с уполномоченным при Президенте РФ по правам человека и выдвигая кандидатуру малоизвестной Шик, решили, во чтобы то не стало сделать выборы детского омбудсмена альтернативными. Да и сама Елена Киселева отметила, что «не умаляя достоинств Анны Владимировны Митяниной, я считаю, что выборы должны быть альтернативными».
Юлия Шик стала известной лишь благодаря своему бракоразводному процессу, в результате которого смогла добиться, чтобы дети оставались с ней.
Ведь не каждое участие в выборном процессе является альтернативой. Поэтому, распространившиеся следом слух о том, что Шик на самом деле является кандидатурой председателя Заксобрания Вячеслава Макарова было воспринято в обществе не как фейкньюс от ненавистников. Тем более, что имело место факт поддержки Шик со стороны руководства Заксобрания во время судебного процесса и дальнейшее ее трудоустройство в аппарат этого государственного органа.
Интрига сохранялась до последнего. Она еще больше усилилась, когда на первом туре, на этапе рейтингового голосования по всем четырем кандидатам, больше всех депутатов проголосовало за кандидатуру Юлии Шик – 33 депутата из 50. Кандидат губернатора Анна Митянина набрала в первом туре 28 голосов. Оставшихся двух других кандидатов поддержали всего 12 депутатов.
Трудно сказать, что произошло во втором туре, но в нем победила Анна Митянина. 26 депутатов поддержали ее кандидатуру на должность уполномоченного по правам ребенка Санкт-Петербурга на ближайшие пять лет. Анна Шик получила всего 11 голосов.
Остается загадкой, почему из 33 депутатов, поддержавших ее кандидатуру в первом туре, 22 передумали.
Вот и думай, была это игра на грани фола, или имела место предварительная договоренность между губернатором и депутатским корпусом. А раздраженные замечания в адрес кандидата Митяниной со стороны председателя Макарова во время ее выступления с трибуны Заксобрания перед голосованием во втором туре, были всего лишь демонстрацией недовольства. Может он уже знал, что большинство его коллег будут голосовать не в пользу кандидатуры, которую поддерживает он сам и которая, по его словам, «пример для всей России»?
Он, наверное, не слышал, что совсем недавно на должность омбудсмена в Челябинской области выбрали такого же «примера для всей России». Правда, это был мужчина. Он тоже смог отобрать детей у бывшей жены после бракоазводного процесса, но, проработав пару месяцев в должности омбудсмена, понял, что этого опыта недостаточно, чтобы эффективно защищать права человека. Хорошо, у него хватило мужества, написать заявление об уходе с должности омбудсмена по собственному желанию.
В заключении скажу вот о чем. Проработав, как правило, два срока омбудсмены уходят. Очень часто их потенциал, набранный опыт остается невостребованными. В эти дни на странице Светланы Агапитовой в социальных сетях десятки пожеланий и сожалений, что она завершила свою работу в качестве детского омбудсмена…
А ведь они правы. Омбудсмен, как говорят, это — не должность и не профессия. Омбудсмен — это состояние души.