Уполномоченный при Президенте РФ Павел Астахов будет уволен с должности после возвращения с летнего отдыха. О своей возможной отставке заявил сам омбудсмен после, по его словам, ««жесткого» разговора» со своим работодателем – Президентом России Владимиром Путиным.
Пресс-секретарь Президента РФ подтвердил эту информацию: «В настоящий момент Павел Астахов находится в отпуске. Он де-юре продолжает работать, но в данном случае я могу подтвердить, что по возвращении из отпуска он покинет это место работы, и тогда уже будет подписан Указ Президента». Пресс-секретарь главы государства добавил, что Астахов уже написал заявление об уходе по собственному желанию.
По неофициальной версии, поводом для возможной отставки детского омбудсмена России стала он-лайн-петиция о его отставке после его неудачного вопроса во время разговора с детьми, выжившими после трагедии на Сямозере в Карелии. Вопрос детского омбудсмена: «Ну что, как поплавали?», адресованный девочке, которая, в отличие от 14 утонувших детей, чудом спаслась, был воспринят в обществе как выражение непрофессионализма и издевательство. Дальнейшее объяснение Павла Астахова, что его слова были выдернуты из контекста общего разговора, оказалось неубедительным. В результате, за считанные дни петицию о его отставке, организованную в Интернете, подписали десятки тысяч россиян, в том числе известные общественные и политические деятели, журналисты, представители культуры.
Между тем, не согласные с возможной отставкой своего «шефа», уполномоченные по правам ребенка из 77 регионов России распространили открытое письмо Президенту России Владимиру Путину. Общий смысл этого беспрецедентного заявления заключался в том, что для подавляющего большинства уполномоченных по правам детей в регионах Павел Астахов – это тот единственный, благодаря которому «Уполномоченные по правам ребенка наладили продуктивное взаимодействие не только с руководством субъектов РФ, но и с профильными федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления. Последовательная и кропотливая работа по поддержке детей и семей с детьми ведется детскими Уполномоченными с профессиональным сообществом, родительской общественностью, религиозными организациями, СМИ, другими институтами гражданского общества. И все это благодаря грамотной координации деятельности уполномоченных, их поддержке и практической помощи Павла Алексеевича».
Похоже система уполномоченных по правам детей в России, благодаря стараниям Павла Астахова, превратилась в закрытый клуб, где не учитывается чужое мнение или оно воспринимается враждебно. Поэтому, возможная отставка, без пяти минут экс-омбудсмена детей при Президенте РФ, воспринимается его коллегами из регионов -авторами открытого письма Президенту, как личная трагедия каждого из них.
На самом деле, открытое письмо детских омбудсменов регионов России в защиту Павла Астахова является свидетельством стагнации этого института в целом. Подписав открытое письмо Президенту России, омбудсмены показали, что для них важнее не развитие института детского омбудсмена в России как система защиты общепризнанных ценностей прав и свобод человека, а как закрытый клуб любителей-правозащитников, исповедующих культ личности, не имеющий ничего общего с теорией развития омбудсмена.
Забегая вперед отметим, что «Открытое письмо» детских омбудсменов подписала в том числе Уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия Светлана Старшова, которая посетив год назад в «Парк-отель Сямозеро», где позже произошла трагедия, не обратила внимание на нарушение прав детей на безопасность. И сегодня многие ставят под вопросом в том числе ее компетентность.
О том, что институт уполномоченных по правам детей в России формируется не как система, а как вертикал власти Павла Астахова, мы писали еще пять лет назад. Тогда уважаемый среди дорогих клиентов адвокат, «телевизионный судья», как опытный PR-менеджер, только-только во всю выпячивал свою личную роль и значение среди других региональных уполномоченными по правам ребенка. Примечательно, что за эти годы появилось много новых омбудсменов, но оказавшиеся в этой основанной на культе личности Павла Астахова, среде, они быстро потеряли свою индивидуальность. И это их нисколько не смущает.
Нам не известно, кто организатор так называемого «Открытого письма» детских омбудсменов Президенту Путину. Но, учитывая, что оно впервые появилось на официальном сайте Уполномоченного при Президенте РФ по правам детей, можно сделать вывод, что его авторство принадлежит аппарату Павла Астахова. А слова в письме о том, что «мы знаем Павла Алексеевича с первых дней его назначения на столь высокий и ответственный пост», — звучат как сарказм, учитывая, что многие региональные детские уполномоченные по правам ребенка «получили» свои должности намного позже, не говоря уже об Уполномоченном по правам ребенка в Ярославской области Михаиле Крупине, который был назначен на должность Уполномоченного по правам ребенка Ярославской областной Думой за неделю до этого события.
На самом деле, механизм появления таких писем давно известен. Кто-то из приближенных подзащитного составляет текст, а остальные просто подписываются, порой даже не вчитываясь в его содержание и абсурдность некоторых фраз. Например, «Отставка человека, выстроившего за последние шесть с половиной лет гуманистическую систему защиты прав ребенка по всей России, может вызвать негативный резонанс в регионах и быть воспринята местными властями как руководство к действию по ликвидации института уполномоченных по правам ребенка и срыву серьезных инициатив по развитию современных организационно-правовых механизмов и методик охраны детства».
Создается впечатление, что до появления Павла Астахова интересы детей просто игнорировались органами власти субъектов РФ. А вед все это косвенное, но серьезное обвинение всех тех органов, которые так или иначе стоят на защите интересов детей в стране. В том числе Уполномоченных по правам человека, которые также занимаются защитой прав детей.
Немаловажно также, что многие ныне действующие уполномоченные по правам детей ранее работали именно в таких структурах: в аппаратах уполномоченных по правам человека, министерствах образования, органах опеки и попечительства, отделах по защите детей в региональных органах власти. И сегодня вся информация, собранная этими организациями ложиться в основу ежегодных докладов уполномоченных по правам детей.
Учитывая данное обстоятельство, не следует удивляться, если спустя какое-то время кто-то из подписантов-детских правозащитников откажется от своей подписи.
В этой истории с «Открытым письмом» успокаивает лишь то обстоятельство, что не все региональные детские омбудсмены согласны на роль статистов. Судя по списку уполномоченных, около десяти представителей регионов отказались подписывать его. А по данным организаторов он-лайн петиции об отставке Павла Астахова, среди ее подписантов несколько детских омбудсменов.
К сожалению, за эти годы многие детские омбудсмены так и не поняли, что должность, которую они занимают – это индивидуальная авторская работа. И их участие в любых групповых «интригах» снижает их авторитет, который является питательной средой для эффективного исполнения своих обязанностей. Самое главное, им нельзя так бездарно растрачивать свой авторитет и «разбрасываться» красивыми словами, ради хорошего кадра. В век информации и интернета слова и кадры хранятся долго и при необходимости СМИ вас о них обязательно напомнят. Извините, но у каждого своя работа.
В завершении назовем тех, кто обратился к Президенту России с просьбой «поддержать Павла Алексеевича Астахова, предоставить ему возможность продолжать работать на посту федерального защитника прав и интересов детей». С поразительным единодушием, все они убеждены, что: «Такой сильный, принципиальный и мужественный руководитель нужен детям, нужен России. Мы все за то, чтобы Павел Алексеевич продолжил работу на данном посту. Он – истинный государственник, патриот, член Вашей команды, мы признаем его лидерство, компетентность, профессионализм и человечность».
И еще, мы не ставим под сомнение мысль о том, что многие региональные омбудсмены действительно уверены в гениальности, пока еще детского омбудсмена России Павла Астахова, но говорить об этом лучше индивидуально. Это более ценно, чем коллективное творчество под названием «Открытое письмо», под которым стоят эти подписи:
— Манзырова Надежда — Уполномоченный по правам ребенка в Республике Алтай, Третьякова Наталья — Уполномоченный по правам ребенка в Амурской области, Смирнова Ольга — Уполномоченный при Губернаторе Архангельской области по правам ребенка, Курмаева Александра — Уполномоченный по правам ребенка в Астраханской области, Пятых Галина — Уполномоченный по правам ребенка в Белгородской области, Литвякова Елена — Уполномоченный по правам ребенка в Брянской области, Болдырева Нина — Уполномоченный по правам ребенка в Волгоградской области, Смирнова Ольга — Уполномоченный при Губернаторе Вологодской области по правам ребенка, Попова Ирина — Уполномоченный по правам ребенка при Губернаторе Воронежской области, Зайцева Ольга — Уполномоченный по правам ребенка в Еврейской автономной области, Катанаев Иван — Уполномоченный по правам ребенка в Забайкальском крае, Океанская Татьяна — Уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области, Семенова Светлана — Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области, Огузова Светлана — Уполномоченный при Главе Кабардино-Балкарской Республики по правам ребенка, Батурина Татьяна — Уполномоченный по правам ребёнка в Калининградской области, Копышенкова Ольга — Уполномоченный по правам ребенка в Калужской области, Тюменцев Виктор — Уполномоченный по правам ребенка в Камчатском крае, Абазалиева Лариса — Уполномоченный по правам ребенка в Карачаево-Черкесской Республике, Кислицын Дмитрий — Уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области, Шабардин Владимир — Уполномоченный по правам ребенка в Кировской области, Шадричева Нина — Уполномоченный по правам ребенка при Губернаторе Костромской области, Ковалева Татьяна — Уполномоченный по правам ребенка в Краснодарском крае, Мирошникова Ирина — Уполномоченный по правам ребенка в Красноярском крае, Лопатина Алена — Уполномоченный при Губернаторе Курганской области по правам ребенка, Коллегаева Александра — Уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Курской области, Литвинова Тамара — Уполномоченный по правам ребенка в Ленинградской области, Куракова Людмила — Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области, Павлик Денис — Уполномоченный по правам ребёнка в Магаданской области, Коган Борис — Уполномоченный по правам ребенка в Мурманской области, Галушина Римма — Уполномоченный по правам ребенка в Ненецком автономном округе, Ушакова Маргарита — Уполномоченный по правам ребенка в Нижегородской области, Филинкова Елена — Уполномоченный по правам ребенка в Новгородской области, Зябрева Любовь — Уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области, Степкина Елизавета — Уполномоченный при Губернаторе Омской области по правам ребенка, Ковыльская Ольга — Уполномоченный по правам ребенка в Оренбургской области, Поляков Владимир — Уполномоченный по правам ребенка в Орловской области, Личковаха Анна — Уполномоченный при Губернаторе Приморского края по правам ребенка, Соколова Наталия — Уполномоченный по правам ребенка в Псковской области, Ивашин Александр — Уполномоченный по правам ребенка в Республике Адыгея, Скоробогатова Милана — Уполномоченный по правам ребенка в Республике Башкортостан, Вежевич Татьяна — Уполномоченный по правам ребенка в Республике Бурятия, Мамутаева Интизар — Уполномоченный при Главе Республики Дагестан по защите семьи, материнства и прав ребенка, Чахкиева Зарема — Уполномоченный при Главе Республики Ингушетия по правам ребенка, Умгаева Ольга — Уполномоченный по правам ребенка в Республике Калмыкия, Старшова Оксана — Уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия, Струтинская Нелли — Уполномоченный при Главе Республики Коми по правам ребенка, Клюева Ирина — Уполномоченный по правам ребенка в Республике Крым, Бурдо Евгений — Уполномоченный при Главе Республики Марий Эл по правам ребенка, Юткина Наталья — Уполномоченный по правам ребенка при Главе Республики Мордовия, Кокаев Артур — Уполномоченный по правам ребенка при Главе Республики Северная Осетия-Алания, Удачина Гузель — Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан, Сапеев Сергей — Уполномоченный по правам ребенка в Республике Хакасия, Соловьева Анна — Уполномоченный по правам ребенка в Республике Саха (Якутия), Черкасова Ирина — Уполномоченный по правам ребенка в Ростовской области, Мухина Екатерина — Уполномоченный по правам ребенка в Рязанской области, Козлова Татьяна — Уполномоченный по правам ребенка в Самарской области, Загородняя Татьяна Уполномоченный по правам ребенка в Саратовской области, Дарикова Наталья — Уполномоченный при Губернаторе Сахалинской области по правам ребенка, Мороков Игорь — Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области, Михайлова Наталья — Уполномоченный по правам ребенка в Смоленской области, Адаменко Светлана — Уполномоченный по правам ребенка в Ставропольском крае, Таможник Евгений — Уполномоченный по правам ребенка в Тамбовской области, Мосолыгина Лариса — Уполномоченный по правам ребенка в Тверской области, Эфтимович Людмила — Уполномоченный по правам ребенка в Томской области, Зыкова Наталия — Уполномоченный по правам ребенка в Тульской области, Степанов Андрей — Уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области, Авдеева Ольга — Уполномоченный при Главе Удмуртской Республики по правам ребенка, Хижняк Людмила — Уполномоченный по правам ребенка в Ульяновской области, Жукова Светлана — Уполномоченный по правам ребенка в Хабаровском крае, Моховикова Татьяна — Уполномоченный по правам ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Аракчаа Светлана — Уполномоченный по правам ребенка в Республике Тыва, Буторина Ирина — Уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области, Хирахматов Хамзат — Уполномоченный по правам ребенка в Чеченской Республике, Рафинов Вячеслав — Уполномоченный по правам ребенка в Чувашской Республике, Аракелянц Эдуард — Уполномоченный при Губернаторе Чукотского автономного округа по правам ребенка, Орешкин Виталий — Уполномоченный по правам ребенка в Ямало-Ненецком АО, Крупин Михаил — Уполномоченный по правам ребенка в Ярославской области.